Голос сердца Фидара Фидарова

«Если бы я был Богом… Когда-то солист группы Deep Purple Ян Гиллан сказал, что если бы он был Богом, то заставил бы всех делать зарядку, - говорит с улыбкой Фидар. - Если бы я был Богом, то заставил бы всех людей быть искренними».

Голос сердца Фидара Фидарова

Голос сердца Фидара Фидарова

Да, именно таким и запомнился мне Фидар Фидаров при первой встрече – искренним, улыбчивым, светлым человеком. По счастливой случайности в 2008 году я попала на выставку работ художника, которая стала подарком свыше… Спустившись на первый этаж научной библиотеки и зайдя в зал периодики, я увидела людей, оживленно обсуждавших работы художника. Посмотрев все работы, я особенно долго задержалась у картины «Память». Эта работа явно отличалась от других… И цвета темные, приглушенные, и с первого взгляда не разобрать, почему именно такое название… И символы на первый взгляд непонятные… Но вглядевшись, я рассмотрела национальные узоры, мотивы из нартского эпоса осетин. «А художник-то – патриот», - отметила я про себя. И хотя не знала, кто именно в этом зале автор полотна, взор мой невольно остановился на человеке, скромно стоящем в стороне и с улыбкой наблюдавшим за происходящим. Сразу запомнились искренние, лучистые глаза, живая мимика, брови, удивленно подергивающиеся при зарождении в голове какой-то новой мысли. Моя знакомая Наталья Владимировна сказала мне, что это и есть Фидар Фидаров.
Подойдя к художнику, я протянула ему руку и с воодушевлением произнесла:
– Здравствуйте, поздравляю вас с выставкой!
– Добрый день, - ответил спокойно Фидар.
Мы с Ромкой Атаевым, который оказался тут же, на выставке, почти одновременно стали спрашивать:
– А ведь эта работа о наших предках, о памяти к прошлому осетинского народа?
Слова Фидара подтвердили нашу догадку:
– Да, ребята, вы правы. А я ведь боялся, что работа будет не понята.
Рома поинтересовался продается ли эта картина… Сейчас вспоминаю название «Память» и думаю: «Ничто не случайно… Почему именно эту картину он хотел приобрести… Да будет земля ему пухом. Память о Роме жива, работники библиотеки вспоминают его».
Конечно, Фидар ничего не знает о трагическом случае, происшедшем с Ромой.
С тех пор как я побывала на выставке, прошло немало времени. Жизнь шла своим чередом. У нас в городе появился журнал «Famous». Любопытства ради я купила один из номеров. Мне, как будущему журналисту, было интересно узнать, кто же пишет материалы для этого издания. Листая свежие страницы журнала, я обратила внимание на фамилию одного из авторов. «Снова эта фамилия!», - подумала я. - И, понимая, что вряд ли есть еще один человек с именем и фамилией Фидар Фидаров, вдруг осознала, что это тот самый художник, работы которого я видела на выставке. Теперь его имя у меня ассоциировалось не только с картинами, но и с рассказами, опубликованными в «Famous».
Миниатюры Фидара Фидарова «Главное письмо», «Жара» основаны на письмах деда, воевавшего на фронтах нашей родины. Дрожь по телу от прочитанных строк: «Опять не усну до утра. Откуда опять этот сон? Керченский пролив, штрафбат, пекло и смерть. Из двух тысяч, которыми заткнули какую-то брешь на линии фронта, осталось сорок три бойца. Один из них – мой дед».
Задуматься о смысле нашего существования заставляет рассказ «Никакой» о человеке без цели, без мечты, который даже не попробовал «побарахтаться в бурном потоке жизни». Автор, описывая жизнь реального человека, словно сожалеет о том, что тот жил и даже не оставил после себя след на этом свете.
Любовь к осетинским легендам проявилась у Фидара Фидарова в таких рассказах, как «Жемчужина», «Куырис дзау», «Баранья лопатка». О трудовых буднях сельских жителей написаны рассказы «Мельница», «Сенокос». Они проникнуты любовью к своей малой родине, к обычаям и традициям народа, которому принадлежит художник.
В миниатюре «Генетика» Фидар Фидаров рассказывает о себе: «Лицом он похож на мать, но, говорят, нос точно, как у его прадеда по матери. Манеры отцовские: и походка, и посадка, и даже храп во время сна. Лысина дедовская, а у деда точь-в-точь, как у его деда. Упрям, чертовски упрям, вылитый мамин сводный брат. К знаниям нет тяги, вернее к точным наукам, но это в двоюродную тетю по отцу. Зато испытывает удовольствие от созерцания заката в горах, это от сестры деда по материнской линии. Любит выпить, как дядя, а икает, как тетя маминой бабушки. Ростом высок, но это в отца его прабабушки по папиной линии. А вот кость широкая – это в маминого деда.
- Господи! Сколько же во мне умещается, - думал он. Хочется быть неповторимым, единственным, но хитрая наука генетика и добрая родня, которая в каждом движении находит посыл из прошлого, не дает ему стать «Адамом».
И снова встреча… Фидар Фидаров показывает свои работы, рассказывает о молодости, смеется. В его директорском кабинете во время перерыва звучат любимые рок-хиты. Повсюду на стенах картины студентов художественного училища, на полках в шкафу расставлены статуэтки и скульптуры. В воздухе витает густой, насыщенный запах гуаши. А начиналось все когда-то давно. Учился в художественной школе им. Тавасиева, а потом в творческой мастерской у Ирины и Эльбруса Цогоевых. Вырос в семье художников. Дед тоже рисовал. До войны работал художником-оформителем. У Фидара всегда была возможность посещать все выставки. В школьные годы ему нравилось творчество Казбека Хетагурова, Юрия Дзантиева. Он сожалеет, что не успел познакомиться с Казбеком, ведь его не стало, когда Фидару было лет 14. В выборе профессии он не сомневался никогда.
Окончил факультет искусств СОГУ, где обучался в мастерской у настоящих корифеев национального изобразительного искусства Ш.Бедоева и Ю.Абисалова.

«Фидар был одним из тех увлеченных студентов, чьи творческие поиски становились стимулом для окружающих в рождении и воплощении новых художественных идей, - вспоминает Марина Перова. - Он мог вполне состояться в качестве критика и аналитика-искусствоведа, поскольку достаточно остро мыслит и умеет, на редкость для нашего времени, ясно, просто и точно говорить об искусстве, не прибегая к сложным узкопрофессиональным терминам».

В 1994 году молодой художник призван в ряды ВС РФ, но и там он не перестает писать картины.
Неиссякаемый оптимизм, искрометный юмор и умение раскрасить жизнь яркими красками – неотъемлемые черты этого человека. Обладая от природы артистизмом, Фидар мог поступить на актерское, но побоялся неожиданных перемен, не стал переводиться с художественного на актерское.

- Мой друг, Вадим Цаликов, сегодня известный режиссер, звал меня в Москву, - делится Фидар. - Мы оба болели кино, снимали на пленки короткометражные фильмы, потом показывали их друзьям. Сейчас мне бы хотелось поработать в кино, может быть в качестве художника-оформителя. А мечта играть в кино, так и осталась.

В 1996 году Фидар Фидаров становится членом Союза художников России.
- Для меня важно, угадают ли люди мое настроение, что я хотел сказать своей работой. Если человек хотя бы секунд на десять-пятнадцать секунд задержался у твоей картины, потом отошел, снова вернулся, значит, эта работа выполнена на пять с плюсом. Меня всегда волновала национальная тематика. Поэтому и свое творчество я стараюсь связывать с Осетией.

Фидар Фидаров – участник республиканских, зональных, всероссийских выставок, он является одним из авторов мозаичного панно в «Мемориале Славы» в г. Владикавказе. Живописные работы художника находятся в Северо-Осетинском художественном музее им. М.С.Туганова, в частных собраниях России, Италии, Узбекистана.
Святые в белых одеждах (они словно хрупкий мостик между прошлым и настоящим) и хранящая свои вековые тайны скала, лаокоонская богиня-прорицательница Пасифая и загадочная Леда, рачительный хозяин мельник Бибо и двое путников, завязавших на горной тропинке тяжелый разговор… Полотна заслуженного художника Республики Северная Осетия-Алания Фидара Фидарова необычны и разнообразны.

В 2002 году Фидар написал картину-размышление «Воин», несущую черты символизма. Героя этого произведения со всех сторон окружают безмолвные и бесплотные лики душ его былых противников и соратников, павших в боях и уже не различимых между собой. Только собака по древним представлениям способна видеть духов и незримую опасность, она же – проводник и охранник в запредельных мирах, где не спасет никакое оружие, кроме праведной души.

Вот что пишет искусствовед Зара Газданова: «Его творчество пребывает в постоянном развитии, движении. Он не боится отойти от однажды найденного, пусть даже очень удачного, во имя новой идеи, цели. Может и вернуться к прежним работам, но уже на новом витке, с новыми задачами и амбициями.
Нередко в своих вещах обращается к прошлому, ощущая особый аромат древности, чистоту мира и помыслов своих предков. Прошлое для него категория философская, совокупность понятий этических, эстетических, духовных, во многом утерянных современным человеком, но вызывающих сложные ощущения глубинных связей на подсознательном уровне.
Святые в его картинах, как зыбкий мостик между прошлым и настоящим - сложным, непредсказуемым, настораживающим.
Живопись у Фидара красивая, сложная, многослойная, свет идёт из глубины холста, создавая особую воздушно-цветовую атмосферу, где природа и человек, не соревнуясь в величии, выглядят достойно и монументально.
Мироощущение и мировосприятие Фидара Фидарова, весь опыт его творческой работы позволяют говорить о нём как о художнике талантливом, перспективном, способном «поднять» и освоить самое сложное в изобразительном искусстве – картину, что на сегодняшний день представляется нам чрезвычайно актуальным»
.

Фидар Фидаров сочетает в себе дар художника и настоящие человеческие качества. Он очень справедлив, об этом говорят и его ученики, и учителя. Марина Перова, преподаватель, отмечает его целеустремленность, незаурядное мышление, бесконечное чувство юмора, чувство справедливости.
С каким неравнодушием и возмущением художник говорит о проблемах культуры и общества:
«Меценатство не развито в Осетии, любая просьба воспринимается как попрошайничество… Но ведь я стараюсь для студентов. В Осетии нет Третьяковых, и я не знаю, сколько еще лет должно пройти, чтобы они появились. Мы мечтаем о сильной руке, которая загонит железной ногой людей в культуру. Людям понравилось работать на базаре, а не на заводе. И, конечно же, творческие люди в первую очередь испытывают сегодняшний кризис на себе. Невозможно спокойно смотреть на происходящее вокруг».
«В это сложное беспринципное время говорить о своих принципах – почти героизм», - вспоминаются слова Фидара. Да, он принципиален, он учит своих детей всему тому, чему его научила жизнь.

Фидар Фидаров не строит планов, но принимает каждый день как бесценный подарок жизни, старается больше успеть. Но при этом он не карьерист. С отеческой заботой относится к своим ученикам в художественном училище. «Никаких мыслей о карьерном росте у меня никогда не было. На мой взгляд, для художника это неприемлемо. Мне даже присниться не могло, что когда-нибудь я сяду в директорское кресло. Моей заслуги в этом нет. Так решил коллектив и Министерство культуры. Когда мне скажут: «Ты свое дело сделал, освободи кресло», я полечу в заоблачные творческие дали. За кресло держаться не стану. Контракт у меня подписан до 2013 года». Он всегда достойно принимает и критику, и похвалу, стараясь быть честным с собой и окружающими.
Фидар Фидаров художник поколения молодых, вступающих в пору творческой зрелости. Он прекрасно образован, профессионально подготовлен, воспитан в лучших традициях осетинской национальной культуры. «Хотелось бы быть узнаваемым, замеченным в чем-то хорошем. Зачем писать картины, которые ты никогда и никому не покажешь», - говорит он.
Счастье для творческого человека – быть признанным при жизни, суметь пробудить души людей. Обладая высоким уровнем мастерства и неиссякаемым творческим потенциалом, художник Фидар Фидаров пишет свои полотна, пополняя золотой фонд культуры нашей республики.

Каменные стога:

Каменные стога
Декабрь:

Декабрь
Пляж:

Пляж
  • 0
  • 7 039

Добавить комментарий