Северная Осетия-Алания - всероссийский центр разработки проблем этнокультурного образования

Вот что говорит Министерство образования и науки Республики Северная Осетия - Алания о развитии осетинского языка в республике. А так же другие статистические данные (национальный состав, плотность населения, урбанизированность):



Сохранение и развитие родных языков и культур - одна из государственных задач, особенно важная в контексте модернизации российского образования.

Северная Осетия-Алания является всероссийским центром разработки теоретических проблем этнокультурного образования и экспериментальной площадкой апробации новейших образовательных технологий.

Северная Осетия-Алания - родина одного из малых народов Российской Федерации. Осетинский язык - один из миноритарных языков России. Вместе с тем Северная Осетия-Алания имеет многоэтничное население. Общая численность населения: 705 тысяч человек, из них 58% составляют осетины. Национальный состав РСО-Алания на 2002 г.: осетины (446 тыс. чел.), русские (165 тыс.), ингуши (22 тыс.), армяне (17 тыс.), кумыки (13 тыс.), грузины (11 тыс.), украинцы (5 тыс.), чеченцы (4 тыс.), кабардинцы (3 тыс.) и др.

По плотности населения (88,1 чел./км2) Республика Северная Осетия-Алания занимает третье (после Москвы и Санкт-Петербурга) место среди субъектов РФ.

Если исключить непригодную для проживания высокогорную зону, то реальная плотность населения составляет более 140 чел. на один кв. км. Удельный вес городского населения: 65,4%. Половина населения республики (48 %) проживает в городе Владикавказ.

В соответствии с российским законодательством развивается целостная система национального образования, обеспечивающая реализацию этнокультурных потребностей и языковых прав участников образовательного процесса. Созданы условия для сохранения и всестороннего развития родных языков, обеспечивается свобода выбора и использования языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В республике действуют 212 детских дошкольных образовательных учреждений, в том числе 72 - в г. Владикавказ. В них организована предметно-развивающая среда с учетом этнокультурного компонента содержания образования: созданы уголки, отражающие национальный быт, культуру народов республики, историю родного края. В штатное расписание дошкольных образовательных учреждений включена единица инструктора по родному языку.

В республике действуют 207 учреждений общего образования. В 200 из них учащиеся изучают осетинский язык (количество часов в неделю от 3 до 5). Во Владикавказе работает грузинская школа, где преподавание предметов с 1 по 11 классы ведется на грузинском языке.

В шести общеобразовательных учреждениях (г. Владикавказ, Пригородный и Моздокский районы) изучают ингушский язык (количество часов в неделю от 3 до 6), в трех общеобразовательных учреждениях Моздокского района - кумыкский (3 часа в неделю). Всего классов: 3802, обучающихся - 80284: из них русский язык изучают 80284 чел. (100 %), осетинский язык - 71018 чел. (88, 3 %), ингушский язык - 2624 (32,8 %), кумыкский - 1442 (17,9 %), грузинский - 72 чел. (0,071 %).

Количество учителей осетинского языка - 800 чел., ингушского - 25 чел., кумыкского - 11 чел., грузинского - 2 чел. В образовательной работе активно используется социокультурное окружение (учреждения культуры, музеи, библиотеки и т.д.). Функционируют также начальная школа при центре дополнительного образования «Прометей» и воскресные школы по изучению родных языков 15 национальностей.

Воскресные школы действуют в следующих общественных организациях:

1. Армянское национально-культурное общество «Эребуни».
2. Еврейская общественная культурно-просветительная организация «Шолом».
3. Северо-Осетинская общественная организация Греческое общество «Прометей».
4. Северо-Осетинское общественное Грузинское национально-культурное общество «Эртоба».
5. Азербайджанская культурно-просветительная организация «Азери».
6. Общественная организация Татарское национально-культурное общество им. Тукая.
7. Общественная организация Башкирский НКЦ им. С.Юлаева.
8. Общественная организация «Региональная национально-культурная автономия российских немцев» РСО-Алания.
9. Общественная организация НКЦ «Дагестан».
10.Общественная организация Союз Поляков Северной Осетии «Дом Польский».
11.Общественная организация Украинское НКО «Батъкивщина».
12.Общественная организация Кабардино-Балкарский НКЦ «Намыс».
13.Общественная организация Ингушский НКЦ «Даймокх».
14.Северо-Осетинская общественная организация Ассирийский НКЦ «Ниневия».
15.Общественная организация Финский национально-культурный центр «Суомалайнэн».

В качестве одного из главных направлений модернизации образования республики рассматривается реализация Концепции поликультурного и полилингвального образования. Как показывает опыт экспериментальной апробации, именно полилингвальная и поликультурная модель, разработанная в Северной Осетии-Алании, позволяет решить триединую задачу: - качественное овладение учащимися осетинским, русским и иностранным языками; - формирование полноценной личности, сочетающей ценности национальной, российской и мировой культуры; - качественное освоение общеобразовательных программ.

Необходимая учебно-методическая база для учебных заведений современного полилингвального и поликультурного типа создается на кафедре ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного педагогического института. К настоящему времени завершена разработка: учебно-методического сопровождения по всем общеобразовательным предметам начальной школы (как на русском, так и на обоих вариантах осетинского языка иронском, дигорском); учебников осетинского языка как для владеющих, так и не владеющих осетинским языком учащихся с 1 по 11 класс (в том числе учебников на иронском варианте языка - с 1 по 11, на дигорском варианте - с 1 по 6 класс); программы по осетинскому языку для обучения детей всех дошкольных возрастных групп как владеющих, так и не владеющих осетинским языком; учебных материалов (конспектов занятий) по предметам младшей, средней и старшей групп дошкольных образовательных учреждений на русском языке (и частично на обоих вариантах осетинского языка).

Новое поколение учебников по всем предметам разрабатывается на поликультурной основе и позволяет обеспечить максимально полное усвоение программного материала разными категориями учащихся, ориентируясь на их владение тем или иным языком. Это де-факто билингвальные учебники, поскольку терминология по предметам вводится параллельно на русском и осетинском языках.

Как показывает опыт реализации поликультурной образовательной системы, результаты оказываются лучше, когда национально-культурная ориентация, общероссийские культурные ценности и общечеловеческие идеалы совмещаются в одном учебнике на основе принципов идейно-тематического единства, содержательного соответствия и системности, а постижение окружающего природного и социального мира строится на движении от Осетии к России и дальше к миру, т.е. от родного дома к огромному миру, от близкого к далёкому, от конкретного к абстрактному, от известного к неизвестному.

Это позволяет, во-первых, построить процесс обучения на принципах, больше соответствующих особенностям познавательной деятельности человека и, во-вторых, формировать у осетинского ребенка представление о своей национальной культуре как элементе общероссийской и мировой культуры, а о самом себе - как части российской нации и мировой цивилизации.

Достижения Северной Осетии-Алании в области этнокультурного образования высоко оценены российским педагогическим сообществом.

2-3 декабря 2009 г. во Владикавказе прошел Всероссийский семинар-совещание «Поликультурное образование как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы». В работе семинара приняли тогда участие представители 27 субъектов Российской Федерации. С сентября 2010 г. в 10 дошкольных образовательных учреждениях и, 50 общеобразовательных учреждениях республики проходит федеральный эксперимент по апробации учебно-методических комплексов полилингвальной модели поликультурного образования.



Оказывается у нас все супер...
  • 0
  • 6 444

Добавить комментарий