«С волною Терека поет волна Невы…»
… Подарить ярким музыкальным дарованиям из разных уголков России уникальную возможность — взять уроки у ведущих оперных педагогов России и мира – причем, абсолютно бесплатно — с этой целью в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, и прошел фестиваль мастер-классов, которой, как надеются и мечтают его организаторы, станет теперь в городе на Неве традиционным. Помочь руководству Мариинки его провести взялось в качестве спонсора Законодательное собрание Санкт-Петербурга (кстати, его председатель Вадим Тюльпанов – не только давний друг Мариинского театра и его худрука Валерия Гергиева, но и сам – завзятый меломан и обладатель очень неплохого голоса). А художественный руководитель Мариинской Академии молодых певцов и Государственного театра оперы и балета РСО-А Лариса Гергиева пригласила принять участие в этом фестивале целую плеяду оперных солистов- «звезд» и именитых педагогов, специалистов по вокалу (или, как принято их называть в мире высокой музыки – коучей). Среди них были известный немецкий пианист, композитор и дирижер Хельге Дорш, два француза – Роберт Гонелла и Мэтью Пордуа, итальянки Мирка Рошани и Анна Мария Ферранте, «звезда» московского Большого театра Маквала Касрашвили и один из ведущих педагогов Мариинки Грайр Ханеданьян. Участвовала в фестивале как педагог и сама Лариса Абисаловна – вела мастер-классы по камерному вокальному пению и занятия с концертмейстерами. В «творческую орбиту» этого музыкального форума были не только академисты Мариинки, у многих из которых, благодаря музыкальным фестивалям «В гостях у Ларисы Гергиевой», сегодня немало поклонников и у нас в Осетии. Но и молодые артисты музыкальных театров, студенты консерваторий и воспитанники музыкальных училищ из Москвы и Новосибирска, Ростова и Красноярска, Перми и Нальчика, Самары и Нижнего Тагила, Украины, Грузии, Азербайджана, Аргентины, США… И – из Владикавказа. Участниками петербургского фестиваля мастер-классов стали пятеро «делегатов» от Северо-Осетинского государственного театра оперы и балета: концертмейстеры Мадина Пшихачева и Зарина Гетоева и трое солистов: Диана Бестаева, Тимур Илаев и пополнивший совсем недавно его оперную труппу молодой баритон, выпускник ГИТИСа Азамат Цалити, которые единодушны: «То, что мы там увидели и во что „с головой“ окунулись – это что-то космическое!»..
– С нашими ребятами занимались блистательные российские и европейские педагоги. Они очень тесно общались со своими молодыми коллегами, академистами Мариинского театра. Погрузились в напряженный творческий «темпоритм» его закулисья, посмотрели целый ряд его спектаклей, которые сегодня – в центре внимания российской и мировой прессы, побывали в «Мариинке-3» – новом зале театра, одном из лучших в Европе по своей акустике, познакомились с красотами Петербурга… И теперь настолько воодушевлены всем этим, что, думаю, этот духовный подъем обязательно станет для них очень серьезным стимулом к взятию новых творческих высот, – говорит Лариса Гергиева. – Кроме того, фестиваль был необычен еще и тем, что занятия с его участниками впервые транслировались в Интернете в режиме «он-лайн». То есть, смотреть их мог практически весь мир – благодаря тому, что не так давно Мариинский театр приобрел для этого специальную технику самого современного, высочайшего класса. И это открывает новые, очень интересные возможности в плане творческого сотрудничества Мариинки с Северо-Осетинским театром оперы и балета. Ведь, используя эту технику, можно точно так же – широко, подробно, в ярких красках и, самое главное, очень оперативно, фактически «с колес» – знакомить Россию и зарубежье через «всемирную паутину» с наиболее значимыми и важными культурными событиями, происходящими во Владикавказе. И возможности такого сотрудничества в Петербурге по ходу фестиваля тоже обсуждались на специальных совещаниях.…
Принимала участие в работе этих совещаний и заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РСО- А Галина Тебиева, директор Северо-Осетинского театра оперы и балета, народный артист РСО–А Анатолий Галаов (он провел с молодыми вокалистами, съехавшимися на фестиваль из разных регионов России и зарубежья, серию занятий по актерскому мастерству и сценическому движению). И интерес к этим творческим урокам у их участников тоже был немалый. Ведь практически каждому оперному артисту приходится на сцене и «умирать», и сражаться на дуэлях, и участвовать в других эффектных сюжетных эпизодах с остродраматической «подкладкой». И делать это так, чтобы избежать неестественности и ходульной статичности. до сих пор упор на обучение этому в российских музыкальных вузах и училищах, готовящих оперных певцов, подчас по-прежнему, как считают в Мариинке, делается явно недостаточный. Даже в вузах столичных…
А сами артисты Северо-Осетинского театра оперы и балета, побывавшие в Петербурге, признаются: эта поездка для них действительно стала большим подарком.
– Уровень, на котором фестивальные мастер-классы были организованы – это просто что-то из области фантастики! В каждой европейской стране с богатыми оперными традициями исторически сложилась своя школа вокала, свой неповторимый стиль исполнения: итальянский, французский, немецкий, русский… И познакомиться с секретами этих стилей «из первых рук», пообщавшись с такими именитыми педагогами – для всех нас огромная удача, – делится Мадина Пшихачева.
– Каждый из нас впитал в себя столько нового! Не говоря уже о том, что даже просто окунуться в саму атмосферу Мариинского театра, где все кипит, где все пропитано духом творчества и высочайшей профессиональной самоотдачи – это было потрясающе, – оживленно добавляет Диана Бестаева. – И это – уровень, приблизиться к которому, считаю, теперь должно стать и нашей задачей. В меру сил и стараний каждого.
… Тем более, что у самого Северо-Осетинского театра оперы и балета, как рассказала его худрук Лариса Гергиева, планы на новый, 52-й сезон – интересные и серьезные. Сейчас здесь в работе – сразу три детских спектакля, премьеры которых намечены в театре до конца нынешнего, 2010 года: это оперы «Чиполлино» Т. Камышевой и «Стойкий оловянный солдатик» С. Баневича и балетная сказка «Приключения Пиноккио». Ставят их приглашенные режиссеры и хореографы из Петербурга и Москвы. А параллельно в театре уже идет работа над «Демоном» Рубинштейна и «Макбетом» Верди.
Театр живет сегодня в очень деятельном, продуктивном творческом ритме, его труппа пополняется талантливой молодежью – в том числе, уже и из-за пределов Осетии (к примеру, из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии) и даже Северо-Кавказского федерального округа. Хотя, к сожалению, не обходится и без проблем. И в числе самых серьезных – просто запредельно низкая «планка» заработной платы артистов и невозможность обеспечить жильем остро нуждающиеся в нем творческие кадры, которые вливаются в коллектив. А между тем, театр востребован зрителем, растет его профессиональный уровень, с успехом реализуются им новые, обретающие яркое звучание в масштабах региона творческие проекты.
– С нашими ребятами занимались блистательные российские и европейские педагоги. Они очень тесно общались со своими молодыми коллегами, академистами Мариинского театра. Погрузились в напряженный творческий «темпоритм» его закулисья, посмотрели целый ряд его спектаклей, которые сегодня – в центре внимания российской и мировой прессы, побывали в «Мариинке-3» – новом зале театра, одном из лучших в Европе по своей акустике, познакомились с красотами Петербурга… И теперь настолько воодушевлены всем этим, что, думаю, этот духовный подъем обязательно станет для них очень серьезным стимулом к взятию новых творческих высот, – говорит Лариса Гергиева. – Кроме того, фестиваль был необычен еще и тем, что занятия с его участниками впервые транслировались в Интернете в режиме «он-лайн». То есть, смотреть их мог практически весь мир – благодаря тому, что не так давно Мариинский театр приобрел для этого специальную технику самого современного, высочайшего класса. И это открывает новые, очень интересные возможности в плане творческого сотрудничества Мариинки с Северо-Осетинским театром оперы и балета. Ведь, используя эту технику, можно точно так же – широко, подробно, в ярких красках и, самое главное, очень оперативно, фактически «с колес» – знакомить Россию и зарубежье через «всемирную паутину» с наиболее значимыми и важными культурными событиями, происходящими во Владикавказе. И возможности такого сотрудничества в Петербурге по ходу фестиваля тоже обсуждались на специальных совещаниях.…
Принимала участие в работе этих совещаний и заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РСО- А Галина Тебиева, директор Северо-Осетинского театра оперы и балета, народный артист РСО–А Анатолий Галаов (он провел с молодыми вокалистами, съехавшимися на фестиваль из разных регионов России и зарубежья, серию занятий по актерскому мастерству и сценическому движению). И интерес к этим творческим урокам у их участников тоже был немалый. Ведь практически каждому оперному артисту приходится на сцене и «умирать», и сражаться на дуэлях, и участвовать в других эффектных сюжетных эпизодах с остродраматической «подкладкой». И делать это так, чтобы избежать неестественности и ходульной статичности. до сих пор упор на обучение этому в российских музыкальных вузах и училищах, готовящих оперных певцов, подчас по-прежнему, как считают в Мариинке, делается явно недостаточный. Даже в вузах столичных…
А сами артисты Северо-Осетинского театра оперы и балета, побывавшие в Петербурге, признаются: эта поездка для них действительно стала большим подарком.
– Уровень, на котором фестивальные мастер-классы были организованы – это просто что-то из области фантастики! В каждой европейской стране с богатыми оперными традициями исторически сложилась своя школа вокала, свой неповторимый стиль исполнения: итальянский, французский, немецкий, русский… И познакомиться с секретами этих стилей «из первых рук», пообщавшись с такими именитыми педагогами – для всех нас огромная удача, – делится Мадина Пшихачева.
– Каждый из нас впитал в себя столько нового! Не говоря уже о том, что даже просто окунуться в саму атмосферу Мариинского театра, где все кипит, где все пропитано духом творчества и высочайшей профессиональной самоотдачи – это было потрясающе, – оживленно добавляет Диана Бестаева. – И это – уровень, приблизиться к которому, считаю, теперь должно стать и нашей задачей. В меру сил и стараний каждого.
… Тем более, что у самого Северо-Осетинского театра оперы и балета, как рассказала его худрук Лариса Гергиева, планы на новый, 52-й сезон – интересные и серьезные. Сейчас здесь в работе – сразу три детских спектакля, премьеры которых намечены в театре до конца нынешнего, 2010 года: это оперы «Чиполлино» Т. Камышевой и «Стойкий оловянный солдатик» С. Баневича и балетная сказка «Приключения Пиноккио». Ставят их приглашенные режиссеры и хореографы из Петербурга и Москвы. А параллельно в театре уже идет работа над «Демоном» Рубинштейна и «Макбетом» Верди.
Театр живет сегодня в очень деятельном, продуктивном творческом ритме, его труппа пополняется талантливой молодежью – в том числе, уже и из-за пределов Осетии (к примеру, из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии) и даже Северо-Кавказского федерального округа. Хотя, к сожалению, не обходится и без проблем. И в числе самых серьезных – просто запредельно низкая «планка» заработной платы артистов и невозможность обеспечить жильем остро нуждающиеся в нем творческие кадры, которые вливаются в коллектив. А между тем, театр востребован зрителем, растет его профессиональный уровень, с успехом реализуются им новые, обретающие яркое звучание в масштабах региона творческие проекты.
Министерство культуры и массовых коммуникаций РСО-Алания