2011-й объявлен в республике Годом Махарбека Туганова
«Центральная фигура осетинского искусства не только начала, но, возможно, и всего XX века». «Не просто выдающийся осетинский художник, этнограф, просветитель, но личность, соединившая мощью своего таланта европейский художественный опыт и традиционную культуру Осетии». «Человек, сделавший для осетинской живописи то же, что Коста – для литературы: из пепла и праха воссоздавший архетип своего народа…» Так, восторженно, не жалея звонких эпитетов, пишут современные искусствоведы о Махарбеке Туганове – корифее и мэтре осетинского национального искусства, со дня рождения которого в нынешнем году исполняется 130 лет…
Его судьба сама по себе – целый роман, каждая страница которого – подтверждение: мало одного только природного таланта, чтобы потомки почтительно назвали тебя гением – для этого нужно быть «по жизни» еще и подвижником духа, и вечным тружеником… Одаренный мальчик, веточка могучего древа знатной и славной осетинской артистократической фамилии, родился в семье, принадлежавшей «сливкам» национальной интеллигенции Иристона. Дед – генерал. Отец, Сафар Туганов – один из первых в Осетии ученых-агрономов и ботаников, окончивший Боннский университет. Мама, Асиат – дочь видного осетинского просветителя Гацыра Шанаева… Родители Махарбека настаивали на его поступлении в Петербургский горный институт: это и солидная, востребованная профессия, и карьера, и положение в обществе… Только вот его самого неодолимо тянули к себе кисть, мольберт и краски.
В 1901 году Махарбек Туганов поступил в Петербургскую академию художеств. Потом была учеба в Мюнхене, у известного в Европе педагога-модерниста Антона Ашбе… И, наверное, мог бы он, когда над Тереком забушевали огненные вихри революционных потрясений и Гражданской войны, эмигрировать за рубеж, подобно не одному одаренному представителю кавказской интеллигенции: его талант большого художника и там, безусловно, оценили бы по достоинству. Но Махарбек Туганов остался на Родине. Потому что просто не мыслил себя в отрыве от Осетии и от родных корней…
Он организовал первую во Владикавказе художественную студию – еще в 1907 году. Стал «отцом-основателем» Цхинвалского художественного училища, которое носит сегодня его имя. Немало сделал для Осетии как этнограф и фольклорист. Воспитал целую плеяду даровитых учеников… И навсегда вошел в историю национального искусства своего народа – ошеломляющими иллюстрациями к нартовскому эпосу, серией живописных и графических работ, посвященных быту и традициям старой Осетии, каждая из которых – драгоценность для современных историков, монументальным полотном «Пир нартов», о котором академик Васо Абаев восторженно отзывался: «Вот так и должны были пировать нарты, эти фламандцы железного века!..»
Нынешний, 2011 год указом Главы РСО-А Таймураза Мамсурова объявлен в республике Годом Махарбека Туганова. Годом, который должен вновь напомнить нам неравнодушно и в полный голос: мы должны не только гордиться наследием этого выдающегося мастера осетинского и российского искусства, но и бережнее хранить его, шире позиционировать – и по достоинству воздать Махарбеку Туганову долг нашей благодарной памяти…
И вчера, 3 февраля, в Доме правительства прошло первое заседание оргкомитета по проведению Года Махарбека Туганова под председательством зампреда Правительства Северной Осетии Сергея Таболова. В состав оргкомитета вошли представители руководства целого ряда министерств и ведомств республики, АМС города Владикавказа и Дигорского района – «малой родины» художника, члены актива творческих союзов Северной Осетии, видные мастера искусств, руководители республиканских СМИ. А повестка дня заседания была посвящена обсуждению того, как сделать Год Махарбека Туганова действительно знаковым и для нашей республики, и для всего Северного Кавказа – ярким, запоминающимся, насыщенным событиями.
В планах республиканского руководства, как подчеркнули Сергей Таболов и министр культуры и массовых коммуникаций РСО–А Фатима Хабалова, – уделить в этом году особое внимание решению ремонтно-реконструкционных проблем Северо-Осетинского художественного музея, носящего имя Мастера, и его филиала – мемориального Дома-музея Махарбека Туганова в Дур-Дуре. Намечается отреставрировать ряд работ художника, хранящихся в фондах наших музеев, присвоить имя Махарбека Туганова одной из улиц Владикавказа, создать его мемориальный сайт в Интернете. Будет обязательно благоустроена могила автора «Пира нартов» в пантеоне владикавказской Осетинской церкви – которая, как с болью и горечью подчеркивали члены оргкомитета, сегодня находится в таком состоянии, что перед его памятью просто стыдно… И, конечно, в проведение юбилейных мероприятий (а среди них – и выставка наследия художника в «Тугановском» музее, и издание посвященных его творчеству буклетов и альбомов, и еще многое другое) будет, как планируется, деятельно вовлечена не только Северная, но и Южная Осетия.
Его судьба сама по себе – целый роман, каждая страница которого – подтверждение: мало одного только природного таланта, чтобы потомки почтительно назвали тебя гением – для этого нужно быть «по жизни» еще и подвижником духа, и вечным тружеником… Одаренный мальчик, веточка могучего древа знатной и славной осетинской артистократической фамилии, родился в семье, принадлежавшей «сливкам» национальной интеллигенции Иристона. Дед – генерал. Отец, Сафар Туганов – один из первых в Осетии ученых-агрономов и ботаников, окончивший Боннский университет. Мама, Асиат – дочь видного осетинского просветителя Гацыра Шанаева… Родители Махарбека настаивали на его поступлении в Петербургский горный институт: это и солидная, востребованная профессия, и карьера, и положение в обществе… Только вот его самого неодолимо тянули к себе кисть, мольберт и краски.
В 1901 году Махарбек Туганов поступил в Петербургскую академию художеств. Потом была учеба в Мюнхене, у известного в Европе педагога-модерниста Антона Ашбе… И, наверное, мог бы он, когда над Тереком забушевали огненные вихри революционных потрясений и Гражданской войны, эмигрировать за рубеж, подобно не одному одаренному представителю кавказской интеллигенции: его талант большого художника и там, безусловно, оценили бы по достоинству. Но Махарбек Туганов остался на Родине. Потому что просто не мыслил себя в отрыве от Осетии и от родных корней…
Он организовал первую во Владикавказе художественную студию – еще в 1907 году. Стал «отцом-основателем» Цхинвалского художественного училища, которое носит сегодня его имя. Немало сделал для Осетии как этнограф и фольклорист. Воспитал целую плеяду даровитых учеников… И навсегда вошел в историю национального искусства своего народа – ошеломляющими иллюстрациями к нартовскому эпосу, серией живописных и графических работ, посвященных быту и традициям старой Осетии, каждая из которых – драгоценность для современных историков, монументальным полотном «Пир нартов», о котором академик Васо Абаев восторженно отзывался: «Вот так и должны были пировать нарты, эти фламандцы железного века!..»
Нынешний, 2011 год указом Главы РСО-А Таймураза Мамсурова объявлен в республике Годом Махарбека Туганова. Годом, который должен вновь напомнить нам неравнодушно и в полный голос: мы должны не только гордиться наследием этого выдающегося мастера осетинского и российского искусства, но и бережнее хранить его, шире позиционировать – и по достоинству воздать Махарбеку Туганову долг нашей благодарной памяти…
И вчера, 3 февраля, в Доме правительства прошло первое заседание оргкомитета по проведению Года Махарбека Туганова под председательством зампреда Правительства Северной Осетии Сергея Таболова. В состав оргкомитета вошли представители руководства целого ряда министерств и ведомств республики, АМС города Владикавказа и Дигорского района – «малой родины» художника, члены актива творческих союзов Северной Осетии, видные мастера искусств, руководители республиканских СМИ. А повестка дня заседания была посвящена обсуждению того, как сделать Год Махарбека Туганова действительно знаковым и для нашей республики, и для всего Северного Кавказа – ярким, запоминающимся, насыщенным событиями.
В планах республиканского руководства, как подчеркнули Сергей Таболов и министр культуры и массовых коммуникаций РСО–А Фатима Хабалова, – уделить в этом году особое внимание решению ремонтно-реконструкционных проблем Северо-Осетинского художественного музея, носящего имя Мастера, и его филиала – мемориального Дома-музея Махарбека Туганова в Дур-Дуре. Намечается отреставрировать ряд работ художника, хранящихся в фондах наших музеев, присвоить имя Махарбека Туганова одной из улиц Владикавказа, создать его мемориальный сайт в Интернете. Будет обязательно благоустроена могила автора «Пира нартов» в пантеоне владикавказской Осетинской церкви – которая, как с болью и горечью подчеркивали члены оргкомитета, сегодня находится в таком состоянии, что перед его памятью просто стыдно… И, конечно, в проведение юбилейных мероприятий (а среди них – и выставка наследия художника в «Тугановском» музее, и издание посвященных его творчеству буклетов и альбомов, и еще многое другое) будет, как планируется, деятельно вовлечена не только Северная, но и Южная Осетия.
Газета "Северная Осетия"