Осетинское общество глазами Петра Козаева

Как часто можно услышать переполненные гордостью фразы: “Мы – потомки великих скифов, алан”. Или: “У нас такая богатейшая история”… А по факту – наш язык признан вымирающим, лучшие представители молодежи республики стремятся вырваться куда-нибудь подальше за ее пределы, что отрицательно влияет и на экономическое, интеллектуальное, социальное развитие нашей любимой Алании…
В связи с этим часто вспоминается фраза Главы нашей республики Таймураза Мамсурова: "Если мы хотим считать, что мы потомки скифов, сарматов, алан, такие великие, то давайте оглянемся, посмотрим…"
На самом деле, сложно в условиях всепоглощающей глобализации сохранить свое лицо, отличить главное от второстепенного. Но быть достойным представителем, как мы говорим, своей нации – эту обязанность с нас никакая глобализация не может снять. Помочь разобраться в этих довольно-таки спорных вопросах согласился заведующий отделом археологии Национального музея РСО–А Петр Козаев.

– Петр Кузьмич, мы часто слышим о нашей великой истории, но мало что о ней действительно знаем. Как вы считаете, в чем ее особенность, неповторимость?
– История осетинского народа действительно интересная, уходит истоками в древнюю эпоху. Ее, пусть даже мифологизированную, гиперболизированную, мы имеем в виде нартского эпоса. Нужно просто уметь читать и понимать эти тексты. Не каждый народ имеет свой эпос, тем более народы, имеющие свой эпос, можно пересчитать по пальцам одной руки. Главной идеей нартских сказаний – жемчужины осетинского народа – является верность агъдау – это главное, всеобъемлющее понятие для осетина. Тот, кто нарушает этот закон, должен быть подвергнут наказанию, репрессиям. Нартский эпос для нас является главным источником информации по всем вопросам национальной истории и культуры, мировоззрения, философии. В этих сказаниях все четко и предельно ясно сказано, детально разбирая их, можно получить представление о духовном мире осетин.

– А что, на ваш взгляд, в этом духовном мире важное, а что – второстепенное?
– Вопрос о том, сколько произнести тостов и в какой последовательности – это не самое важное. агъдау – это определенная система принципов, понятий, которым подчинена вся структура мира. Все остальное – это наши действия. К сожалению, не все сейчас эту структуру понимают. Мы забываем о самых важных понятиях. Например, о предназначении женщины в этом мире. Ведь самое главное, что она должна сделать – стать матерью, подарить жизнь ребенку, и не одному, как часто это бывает. И мало родить, – надо воспитать достойного человека.
Нам необходимо решать демографические проблемы, иначе осетинский народ просто исчезнет. Сегодня нам необходимо посмотреть в глаза окружающей действительности, осознать, насколько серьезны стоящие перед нами проблемы, и своевременно принимать соответствующие меры для их решения. Иначе мы просто-напросто станем тем самым недостойным потомством, о котором в эпосе говорят: “Чем бесславное потомство – лучше смерть”. Тут я абсолютно согласен с Васо Абаевым, который еще в 1980 году отмечал то, что мы заносим в Красную книгу насекомых, животных, а скоро эта же участь постигнет и осетинский язык, и весь наш народ.


– Актуальные проблемы нашего общества вы обозначили. Традиционный вопрос: что делать? Кто и какие меры должен предпринять, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону?
– В восьмидесятых годах у меня и моих единомышленников возникла идея провести первый съезд осетинского народа. На нем мы хотели поднять очень важные вопросы: о создании единого осетинского духовного центра на священном поле Зилахар, о возрождении всеосетинского судилища в Дагоме. Тогда мы решили создать и движение “Стыр ныхас”. К сожалению, многое из этого не удалось реализовать.
Сейчас существует движение “Стыр ныхас”, но я считаю, что оно занимает не то место, которое ему подобает, и решает не самые актуальные вопросы. Народные органы должны жить проблемами простых людей, всегда быть рядом, чтобы вместе с представителями государственной власти обеспечивать своим людям достойную жизнь.
Я считаю, что нужно уделять больше внимания нашей молодежи, институту брака – это будущее нашей нации. И эти задачи должны решать все – семья, общественные организации, государство. Мы должны сплотиться и сообща нести ответственность за наше будущее.


Интервью подготовила А. ГАБИЕВА
  • 0
  • 7 253

Добавить комментарий