Искусство?

В последнее время меня озадачила тема современного искусства и творчества. Что же это такое? Во имя чего и для кого? И не поражено ли оно всем нам знакомыми алчностью и гордыней?

По определению Википедии:

Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.


Михаил Шемякин – известный скульптор и художник, в своей авторской программе «Воображаемый институт Михаила Шемякина», снятой в его особняке во Франции, высказал свое субъективное мнение относительно современного искусства, с которым я частично согласен.

Современное искусство. Часть 1:



Современное искусство. Часть 2:




Но хоть я и не искусствовед и не имею никаких заслуг на этом поприще, позволю себе также высказать своё субъективное мнение по этому поводу.

Прозвучала фраза: «Сложно выходить на большую арену», но я не заметил волнений на тему «употребления, переваривания и усвоения» искусства человеческими умами. Востребовано ли оно? Влияет ли на массы или всего лишь украшает одну из загородных усадеб какого-нибудь шикующего табачного короля?

На мой взгляд, искусство это то, что заставляет человека расширить свое мировосприятие и взглянуть на мир другими глазами. И коль разговор зашел об экскрементах (хотя и не уверен, являются ли экскременты и другие «нестандартные приемы», неотъемлемой частью современного искусства), хочу сказать что «форма», при помощи которой автор проявляет свое творчество, имеет значение, но не первостепенное. Следует обратить внимание на замысел художника. Желает ли он прославиться и обогатиться, играючи создав нечто революционное и смелое, или же с полной ответственностью ставит перед собой задачу донести до зрителя качественно новые образы и ощущения.

Пугает то, что искусство привязано к деньгам и сопоставляется с неким товаром или брендом. Оно постепенно сживается с рекламой. Окружая нас со всех сторон, на ТВ и радио, в газетах и журналах, на баннерах и вывесках, буклетах и наклейках, в смс и почтовой рассылке, она воспитывает, учит и формирует. Искусство же принимает на себя небольшое количество внимания узкого круга лиц.

Недавний международный симпозиум «Аланика», прошедший во Владикавказе, на мой взгляд, так же не вызвал интереса у широкой публики.

фотоарт. обувь
аланика под куполом
Иртекс. 3-ий этаж
насекомые
Аланика. 2-ой этаж

В целом, я разочаровался в идее крупных выставочных залов, на примере музея им. Пушкина в Москве. И как уже сказал – я за «уличное искусство» (этот ролик может не совсем подходит под это определение, но зато снят мною):



Возвращаясь к Шемякину, вспоминается его скульптура во Владикавказе, отношение к которой довольно ясно выражено в комментариях.

В этом смысле мне по душе скульптуры Соскиева и Хаева, которые гармонично вписываются в городское пространство.

Нардисты на Штыба


И вот опять все получилось сложно и запутано, и не видать света в конце тоннеля, но неплохо бы помнить, что, не имея слуха и не умея держать в руках кисть или фотоаппарат, можно заниматься самым главным искусством – искусством быть человеком.
  • 9
  • 8 909

Комментариев 9

  1. Офлайн
    Swati Farna
    Swati Farna 27 февраля 2011 19:40
    Мне кажется, что визуальное искусство, а точнее - станковая живопись больше всего можно так выразиться постадала от этого расширения мировосприятия и попыток взлянуть на мир другими глазами. Когда звук фальшивый, или человек явно не умеет играть на инструменте или петь, если актер фальшивит, если вещь сделана отвратительно и некачественно, эти моменты видят все и сразу, и не пытаются в этом что-то новое найти))))) а вот с изобразительным искусством какая-то путаница вышла.
    Сплошное надувательство -  вот посмотрите, я увидел(а) мусор, блевотину, пятно бензина (условное перечисление примерных явлений) на улице, я перенес (ла) этот шедевр природы на холст, я почувствовал(а) волнение и передал(а) его этими грязными красками, ну так далее...В общем, у нас теперь каждый третий - Малевич, Кандинский или Пикассо))) а ведь даже для пустого холста в композиции должно быть основание, не говоря уже о таких понятиях как ритм, цвет и пятно.
    Это очевидные критерии, которым просто не научили в школе или институте.
    И мне кажется, что всё же есть различие между профессионализмом, настоящим талантом и "народным" творчеством ( как вы понимаете истинно народное творчество в данной теме не рассматривается).
  2. Офлайн
    tamerlana 28 февраля 2011 01:58

    "...что, не имея слуха и не умея держать в руках кисть или фотоаппарат, можно заниматься самым главным искусством – искусством быть человеком." - здорово сказал!!!

     

    я думаю даже когда человек творит что-то для продажи - есть два варианта.

    к примеру. обычно каждый месяц я пишу статьи в какие-то издания. в одно из них я пишу каждый раз неизменно: беру тему, копаюсь в интернете (в лучшем случае) и в последующие 30 минут статья готова. еще некоторое время на редактирование и вуаля. заказчик доволен. и я тоже - ведь в конце месяца я получу свой гонорар.

    в другое издание я пишу в зависимости от работоспособности и настроения несколько дней, иногда неделю, потому что стараюсь изучить как можно больше информации, подобрать хорошую форму, вложить в текст душу и желательно довести до того состояния, чтобы мне самой нравилось. не могу сказать, что во втором варианте гонорар меня не интересует. интересует, но в процессе работы я о нем забываю... и для меня это принципиально разные вещи. в  первом варианте это в чистом виде- халтура, во втором - мое творчество.

     

    кстати, мне тоже кажется творчество и искусство- две разные вещи. и не потому, что икусство более широкое понятие. для меня творчество как раз и есть то, о чем ты говоришь -  "заставляет человека расширить свое мировосприятие и взглянуть на мир другими глазами." творчество- это ты и твоя потребность что-то сказать и при этом сделать это в какой-то красивой и интересной форме. или еще творчество как результат выплеска из тебя самого какой-то энергии, не просто ведь так художник берет кисть. им что-то движет. а вот если им движет уже прагматичная цель, связанная с деньгами или желанием прославиться, то это уже искусство. понимаю. что мой взгляд на эти понятия обречен на критику. =)   говорят, якобы искусство просходит от слово "искушение". то есть человек занимается творчеством, у него неплохо получается, к примеру. потом он начинает думать о том, как из своего творчества извлечь прибыль. он уже не безвозмездно это делает, он так скажем "искусился"...

    возможно бред, но в это стоит вникнуть. в нашей речи много слов, которые по своему происхождению означают одно, но мы их употребляем совсем с другим смыслом.

     



    Swati Farna:  "а ведь даже для пустого холста в композиции должно быть основание, не говоря уже о таких понятиях как ритм, цвет и пятно"- браво автору этих слов!

     



    но я знаете о чем подумала? когда импрессионисты появились им ведь тоже не верили, их упрекали в том, что они привносят  "грязь", что они только прикрывают новыми принципами и постулатами фиксации мимолетного впечатления отсутствие профессионализма. художники старой гвардии обвиняли их в том, что они игнорируют очевидные критерии.. но ведь в итоге мы получили новое поколение гениальных художников и новые шедевры. 
  3. Офлайн
    Утро 28 февраля 2011 12:57
    Паша, хочу похвалить, ты здорого управляешь словами...
    ТВои мысли очень верные и актуальные...
    Я думаю искусство должно создавать красоту, нести в мир лучшее и ты прав в  том, что сегодня во многом современное искусство- это погоня за деньгами и в большей мере искусство сегодня- это китч, весь тот мусор, который нас окружает, заставляет смотреть и восхищаться совершенно химерическими,невечными и тяжеловестными формами, в то время как подлинное искусство должно окрылять душу и воспитывать в людях стремление к прекрасному.Но к счастью само понятие искусство многогранное и гибкое, вот почему даже  те, кто создает заведомую дешевку не способен победить и подчинить себе умы ясных и чистых гениев...
    Думаю у искусства есть фильтр, который вбирая в себя все, все же обладает некоторой избирательностью... Те мысли, которые ты выделил, полагаю как главные, созвучны с моими, пч когда мир будет на грани, только искусство сможет быть спасителем...
  4. Офлайн
    tamerlana 28 февраля 2011 14:17
    утро +1
    =)
  5. Офлайн
    Утро 28 февраля 2011 16:08

    Tamerlana, спасибо) тебе +5, а вообще все плюсы Паше..)

  6. Офлайн
    Ossetia 28 февраля 2011 19:34
    Нет ни плюсов ни минусов 
  7. Офлайн
    osetianboy 1 марта 2011 13:28
    Видел я это так называемое искусство....тошнит меня от этих "новаторов"....
  8. Офлайн
    Утро 1 марта 2011 21:03
    Да, ты прав в чем-то, сегодня  красиво наваленные коробки могут считаться искусством - это странно...
  9. Офлайн
    marina1121
    marina1121 2 марта 2011 01:11
    Очень хорошая статья, отличные комментарии! Вечные вопросы, на которые еще не одно поколение не сможет найти единственно верного ответа. Но мне очень нравится ход ваших мыслей :)
    Главное в искусстве - профессионализм и мастерство! Только тот имеет право нарушать все каноны и правила, кто их знает и владеет ими в совершенстве. А то проснулся кто-то утром и решил стать художником, да еще и деньги на этом сделать. И самое странное, есть люди, которые покупают эту ерунду. Ну ведь не пойдет же тот самый человек лечить зубы к человеку, возомнившему себя дантистом.
    Единственная надежда - время. Оно шлифует многие вещи. Мне кажется плохое и бездарное должно отсеяться самим временем. Это моя хрупкая надежда.

Добавить комментарий