21 октября в 16.00 в залах Художественного музея им. М.Туганова откроется юбилейная персональная выставка работ заслуженного художника РСО-А Валана Харебова, приуроченная к 70-летию со дня его рождения. На выставке представлены живописные и графические работы художника.
Резко, на 180 градусов, повернуть «штурвальное колесо» своей судьбы, чтобы задать ей «с чистого листа» совершенно новый курс... Курс к сказочным островам Вдохновения, Мечты и Творчества, где, как писал когда-то Николай Гумилев, «в пальмовых рощах живут великаны и светят в хрустальной воде жемчуга», и с легкой душой оставить позади, за кормой, уютную, надежно защищенную от штормов «гавань» успешно складывающейся карьеры… Отважиться на такое очень непросто. Но если ты убежден, что этот курс – единственно верный, подсказанный сердцем, и что проложить его у тебя хватит и таланта, и мужества, и сил, то это – именно тот случай, о котором говорят:
«Риск – дело благородное…»Так сложилась и творческая судьба владикавказского художника Валана Харебова. В конце 1960-х талантливый юноша из Цхинвала, «интеллигент в четвертом поколении», как уважительно и с любовной теплотой называют его сегодня друзья, блестяще оканчивает факультет журналистики МГУ. И получает распределение во Владикавказ (тогда еще – Орджоникидзе), на республиканское телевидение, только-только делавшее в то время в Северной Осетии свои первые шаги под руководством Ахсарбека Агузарова. Работает в сельхозредакции, участвует в создании детских телепередач… Но постепенно понимает: журналистика – это интересно, это здорово, это у него отлично получается… и это, все-таки, совершенно «не его». Валана, который за годы учебы в Москве успел с головой окунуться в «свободную стихию» столичного художественного андеграунда, познакомиться со многими его «столпами» и стать в их кругах своим, все сильнее тянуло к себе совсем иное – кисть, мольберт и краски.
В конце 1970-х, после долгих уговоров друзей, он решился показать свои работы одному из признанных мэтров осетинской живописи тех лет – Батру Калманову. Вердикт оказался самым теплым: «Замечательно!». При поддержке Батра Калманова 6 холстов Валана Харебова были отобраны для участия в зональной выставке работ художников Юга Осетии. И с тех пор он посвящает себя живописи серьезно и без остатка.
Современное западное искусство (в первую очередь, постимпрессионизм и авангард) – и при этом опора сердцем на глубинные, корневые пласты родной национальной культуры: на сочную, язычески щедрую стихию нартского эпоса, на древние осетинские традиции и предания, на наследие Махарбека Туганова, которого сам мастер считает одним из главных своих духовных учителей. Это – два ключевых «ингредиента», на которых густо «замешано» творчество Валана Харебова – ни на чье больше не похожее, очень самобытное, философски вдумчивое. И – очень независимое, внутренне раскрепощенное, дерзкое. «Как ни трудно подчас это ему давалось, он сумел остаться и «по жизни», и за подрамником истинно свободным художником. Художником, никогда не наступавшим на горло собственной песне и не писавшим «по заказу партии» – ради денег, званий, карьеры, известности», – именно такая у него репутация в кругах владикавказского творческого бомонда…
И в минувший четверг, 21 октября, в залах республиканского Художественного музея имени Туганова собрались друзья, коллеги-единомышленники по кисти, поклонники творчества заслуженного художника Северной Осетии, дипломанта Российской академии художеств Валана Харебова, чтобы поздравить мастера с открытием персональной выставки, посвященной его 70-летию, которое он отметил недавно, в конце сентября. В представленной на этой выставке ретроспективе работ – 40 с лишним его холстов разных лет и большая серия графических листов. Лукавых и мудрых, артистично изысканных и гротесково едких, усмешливых и трагичных. Но и в обнаженном, дантовском трагизме своем – убеждающих: даже в самой кромешной тьме всегда таится хотя бы намек на искру света («Апокалипсис», «Воловья упряжка», «Автопортрет»)…
«А еще, наверное, вы обратили внимание на то, что на многих полотнах Валана Харебова, которые в этих залах выставлены, присутствуют одни и те же, вполне конкретные и узнаваемые «фигуранты». Не один из которых сегодня пришел сюда, чтобы поздравить друга и коллегу», – с улыбкой подчеркнула на церемонии открытия выставки, обращаясь к ее гостям, искусствовед Людмила Бязрова. Эти работы с «говорящими» названиями – настоящая энциклопедия современной осетинской живописи «в лицах»: «Авангард-80», «Портрет Махамата Чочиева», «В компании Шалвы»…
И точно такая же добрая и солнечная, как и на этих холстах, атмосфера непринужденно-раскованной творческой «тусовки» царила в тот вечер и в залах Художественного музея, где принимал поздравления от единомышленников по «профессиональному братству» виновник торжества. А еще одним подарком, преподнесенным и самому юбиляру, и всем собравшимся, стал маленький концерт с участием двух известных и любимых и на Юге, и на Севере Иристона мастеров «золотой», классической осетинской эстрады – Тимура и Вадима Харебовых. «По совместительству» – среднего и младшего братьев Валана Владимировича… Кстати, по отцовским стопам пошел и сын юбиляра Давид – талантливый молодой живописец-станковист, выпускник СОГУ, который, как и отец, четыре года назад тоже был удостоен в Москве диплома Российской академии художеств. А значит, творческая династия художников и музыкантов Харебовых продолжается – и продолжается многообещающе…
Северная Осетия