Делись, или как заработать на том, что вам не нужно

Зачем платить за владение вещью, которая понадобится 1-2 раза, если можно заплатить в несколько раз меньше — и только за пользование? Эта простая мысль — одалживать или брать напрокат, а не покупать — вовсе не нова, но сейчас получила новое развитие: современные онлайн-сервисы, связывая людей, которым есть чем поделиться друг с другом, масштабируют и упрощают процесс «шеринга». В выигрыше все: одна сторона зарабатывает на имеющемся, но временно ненужном активе, вторая — экономит деньги, владельцы сервисов получают свой доход в виде небольшого процента от сделки.

Новая философия потребления


«Шеринг» полностью перестраивает традиционный подход к потреблению товаров, тем самым изменяя привычную социально-экономическую систему, стимулирующее индивидуальное владение, часто — излишним количеством вещей. «Шеринг» — это потребление нового типа, которое стало возможным благодаря распространению интернета, геолокационных, мобильных, пиринговых технологий. Современные интерактивные сервисы не только создают удобную платформу, где каждый может что-то сдать или арендовать, но и решают проблему доверия. Доверие пользователям ресурса обеспечивается посредством систем идентификации и верификации, авторизации через соцсети, внедрения рейтингов, накоплением комментариев и отзывов. Заглядывая в будущее, эксперты предвещают структурные изменения во многих секторах экономики из-за появления онлайн-площадок, где можно делиться чем угодно, с кем угодно.

Идея «шеринга» заставляет пересмотреть ценности «общества потребления». Рациональное использование вещей, вместо бессмысленного владения, особенно актуально в контексте заботы об окружающей среде и всевозрастающей необходимости бережного отношения к ограниченным ресурсам. Новая философия потребления идеально вписывается в концепцию свободы (от обстоятельств, границ, денег). Еще один немаловажный аспект: «шеринг» создает чувство общности, причастности, доверия и доброжелательности друг к другу.

Кто сколько сэкономил и заработал


Во всем мире уже осознали, как невыгодно покупать вещи, которые после будут отправлены на свалку, так и не исчерпав свой жизненный цикл. К слову, среднестатистическая дрель используется примерно на 0,02 процента, лодка — на два процента, шины — на восемь, вечернее платье — на десять процентов. Прекратить эту бездумную трату денег и ресурсов стремится все большее количество людей.



Исследование, проведенное в США, показало, что 52 процента из 2000 опрошенных американцев когда-либо арендовали, брали или сдавали напрокат, одалживали то, что традиционно принято было иметь в собственности: автомобиль, велосипед, одежда, жилье, инструменты, домашняя утварь. 83 процента сказали, что они охотно согласились бы одалживать вещи или брать/сдавать их в аренду, будь этот процесс более прост и технологичен. Кроме того, по результатам исследования выяснилось, что доля людей, согласных на совместное потребление, выросла примерно в два раза за последние пять лет. Основными преимуществами совместного потребления респонденты назвали экономию денег и пространства. Западные ресурсы дают любопытную статистику по денежным потокам, проходящим через «шеринговые» сервисы. Так, владельцы домов, принимающие постояльцев, зарабатывают 5 тысяч долларов в год (данные по Сан-Франциско), сдача в аренду велосипеда приносит 800 долларов в год, автомобиля — 250 долларов в месяц. С точки зрения экологических показателей можно наблюдать значительное сокращение вредных выбросов и экономию жизненно-важных ресурсов. Так, выбросы углерода сокращается на 66 процент, когда турист арендует комнату в доме, а не останавливается в отеле. Другой интересный факт — 2695 литров воды можно сохранить с одной хлопковой рубашки, если покупать ее, например, в секондхенде, а не в обычном магазине.

Уже бизнес


Несмотря на растущую популярность «шеринговых» сервисов, рынок только-только начал свое развитие. Во-первых, сейчас в аренду вовлечена только самая активная часть населения, то есть в перспективе объем рынка увеличится благодаря включению менее активных граждан. Во-вторых, временное пользование пока слабо распространено в большинстве стран и потому имеет большой потенциал для развития. Ожидается, что к совместному потреблению для сокращения затрат подключатся и крупные корпорации, и это также даст заметный рост рынку. Дальнейшее развитие и распространение технологий сделают сервис аренды все более удобным и простым в использовании для большого числа людей.

Что уже существует и успешно работает в мире? Прежде всего — это революционный проект Airbnb (аренда жилья), после успеха которого о совместном пользовании заговорили как о серьезном бизнесе. Сервис был запущен в 2008 году; по оценкам на март 2014 года суммарная капитализация компании составила 10 миллиардов долларов. Согласно официальной информации на сайте, количество людей, нашедших жилье с помощью сервиса уже превысило 11 млн человек.

В других сферах удачными «шеринговыми» сервисами за границей являются: zilok.com — прокат различных потребительских товаров, zipcar,com, getaround.com — аренда автомобиля, getartup.com — аренда предметов современного искусства, liquidspace.com — аренда рабочих мест. 

Есть и более необычные разновидности проектов. Например, можно взять или дать взаймы деньги посредством сервиса Zopa, причем с более выгодными процентными ставками, нежели в банках. Easynest предлагает разделить расходы во время путешествия с попутчиком, Lyft.me — воспользоваться услугами «друга на машине» (аренда места в такси). А на Feastly можно найти гостеприимный дом, где вас пригласят пообедать или поужинать не хуже, чем в дорогом ресторане. Совсем экзотичный вариант — это арендовать друга для совместного посещения музея или кинотеатра: сайт так и называется — Rent a Friend



Что касается монетизации, то основным способом получения дохода является взимание процента со сделки. Так, Lyft.me позволяет пассажирам самим назначать стоимость поездки и берет 20 процентов от этой суммы. Airbnb монетизируется за счет вознаграждения, которое взимается с обоих участников сделки. От владельцев жилья сервис получает 3 процента, а от тех, кто снимет, 6-12 процентов в зависимости от арендуемого объекта. Несмотря на такой процент, цены на арендуемое жилье в несколько раз меньше, чем среднерыночные, а иногда и вовсе ничтожно малы.

Технологии – ключевой драйвер роста


Появление бизнеса на основе совместного пользования было обусловлено рядом технических новаций, позволивших совершать электронные платежи, гарантировать надежность и прозрачность сделки, создавать онлайн-витрины и социальные рейтинги. С развитием рынка заметную роль в популяризации арендных онлайн-сервисов стали играть мобильные технологии. Так, пользователи Getaround в основном взаимодействуют с сервисом через приложение на смартфоне. Они могут забронировать машину через телефон, предварительно выбрав наиболее близкий автомобиль при помощи геолокации.

Мобильные технологии и геолокация также являются ключевыми технологиями при использовании сервиса Lyft.me. Здесь через приложение можно посмотреть, кто находится поблизости и готов подвезти. Помимо удобства, посредством мобильных сервисов можно добавить элементы геймификации, вовлекающие пользователей в сообщества. Впрочем, не всегда подходит вариант развития через мобильное приложение. У знаменитого Airbnb, например, большей популярностью пользуется сайт. Все зависит от специфики бизнеса.

А как у нас?


В России ситуация немного иная. В Рунете «шеринговые» сервисы пока еще представляют собой агрегаторы предложений от прокатных компаний, тогда как западные ресурсы больше заточены на взаимодействие частных лиц. Такая «российская особенность» обусловлена высокой степенью недоверия в обществе. 

Успех «шеринговой» площадки будет зависеть прежде всего от того, как она себя зарекомендует. Надежности сервиса и безопасности сделок следует уделять особое внимание. Впрочем, подобные сложности приходилось преодолевать бизнесу и на западных рынках, так что решение проблемы существует. 

Как бы там ни было, удачные примеры современных сервисов аренды есть и у нас. Российский проект Rentmania.org представляет собой площадку, где каждый может что-то сдать или взять напрокат. Объявления по сдаче в аренду принимаются как от прокатных компаний, так и от частных лиц. Площадка аккумулирует товары самых различных категорий: спортивное и туристическое оборудование, инструменты, техника, детские товары, одежда и т.д.

Look100, Toyrent, Naprokat.Info и некоторые другие проекты имеют более узкое направление и предлагают товары в какой-то конкретной категории. На look100.ru можно найти широкий ассортимент вечерних платьев в аренду, а также добавить свое платье в каталог, если вы хотите сдать его напрокат и заработать на своем гардеробе. Toyrent.ru предлагает игрушки в аренду. Компания не сотрудничает с частными лицами, здесь товары предлагаются только на возмездной основе. Naprokat Info — это доска объявлений, традиционный агрегатор прокатных компаний, предлагающих спортивный инвентарь в разных городах России. Здесь также принимаются объявления от частных лиц. Площадка не оказывает дополнительных сервисов и не взимает комиссию со сделок.

В Рунете популярностью пользуются социальные благотворительные сервисы. Darudar.ru — первый из них. Это международный проект, с помощью которого пользователи отдают свои неиспользуемые вещи тем, кому они нужны. Все это на безвозмездной основе.



Мнения


Эксперты по-разному относятся к идее онлайн-проката. О подводных камнях рассказывает Евгений Савин, серийный предприниматель, соучредитель информационно-аналитического портала в сфере инноваций и стартапов UNOVA: 

«Арендный рынок хорошо развит в определенных категориях и нишах, в остальных — не развит совсем. Можно легко арендовать квартиру, машину... И главное — понятно, как это сделать. А вот арендовать что-то не столь масштабное уже не так просто. Очень много вопросов по логистике. Например, доставка и возврат товара — это либо трата денег, либо времени. Или вопрос безопасности и гарантий: если я отдал свой товар в пользование — я хочу его, как минимум, получить назад, как максимум — в хорошем ликвидном состоянии. 

И здесь возникает экономический порог: если товар слишком дешевый, ни сдавать, ни брать не выгодно, потому что риски и операционные издержки не покрываются пользой от сделки. А дорогие товары (квартиры и машины) уже и так сдаются успешно. Аренда — это, кроме бизнеса, еще и культура потребления, культура домоустройства, культура отношения к вещам. Пока в наших домах есть большие балконы, люди будут продолжать покупать и складировать там всякие нужны и ненужные предметы».

Владимир Долгов, известный IT-менеджер, руководитель eBay Marketplaces в России, считает «шеринг» знаковым явлением: «В Интернет-бизнесе всегда, как мне кажется, жила некая подспудная надежда на то, что появится однажды совершенно новая, ни на что не похожая бизнес-модель, которая, наконец- то, перевернет все представления об экономике. Мне представляется, что sharing economy является той самой новой моделью. Причем работает это на базе одного из основных принципов интернет-бизнеса: прямые связи между контрагентами и устранение посредников, а, стало быть, и лишних издержек. Появилась критическая масса „лишних“ вещей — и уже существует отлично работающий канал, по которому информацию о них можно массово распространять. Очень интересно поглядеть, что из этого получится сейчас, когда прокат превратился в бизнес нового формата».

Пока одни бизнесмены размышляют о перспективах «шеринга» в России, другие уже открыли свои онлайн-площадки для аренды. Аркадий Мешковский, CEO Rentmania.org — онлайн-сервис по прокату товаров всех категорий, комментирует: «Проектов по аренде конкретных видов вещей, скажем, велосипедов, платьев, туристического оборудования уже довольно много. Это значит, что рынок в целом сформирован. При этом пользователь, приученный совершать покупки в гипермаркете, и для аренды будет искать площадку, которая бы предлагала самый широкий ассортимент напрокат. Гораздо удобнее помнить всего один адрес, зайдя на который — найти любые предложения по аренде по всем категориям товаров.

Площадка-агрегатор будет накапливать и предоставлять пользователям клиентскую историю арендатора и арендодателя, что обеспечит безопасность и надежность каждой сделки и сервиса в целом. Для арендодателя, будь то частное лицо или прокатная компания, Rentmania сможет предложить различные инструменты для привлечения клиентов. На мой взгляд, именно у комплексного проекта есть широкие перспективы, по крайней мере — на западе подобные сервисы уже доказали свою пригодность и выгоду, думаю, что и мы к этому придем».


«Шеринг» решает множество задач: социальных, экономических, экологических; открывает массу возможностей для путешествий, обмена опытом, получения новых знаний . Острота многих проблем в современном мире: экономия ресурсов, пространства, пробки — может быть значительно снижена, если люди массово начнут делиться и совместно потреблять. К слову, изначально идея интернета сводилась к тому, чтобы делиться информацией. С развитием технологий мы получили возможность делиться буквально всем.
  • 0
  • 6 022

Добавить комментарий