Агенты влияния

Агент влияния - человек, организация, сеть организаций, активными действиями, прямой агитацией, своим образом жизни как личным примером, или каким либо другим способом, пропагандирующие идеологические ценности, поведенческие нормы и моральные устои, не свойственные данному социуму (например, государству, или отдельному народу). Можно так же выделить, как совокупного агента влияния, любую форму массового информационного воздействия на общество.



Агенты влияния существовали с самого появления первых государственных образований. И всегда были инструментами продвижения, можно так сказать, своего устава в чужой монастырь.

Но наиболее активно и масштабно агентов влияния использовали коммунисты после Великой Октябрьской Социалистической Революции через созданную ими международную организацию - Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Причем, пожалуй, впервые в истории коминтерновские агенты влияния ни сколько не скрывали, ни своей принадлежности к определенному идеологическому течению, ни своей, так сказать «агентурной» деятельности, направленной на пропаганду своих идей.

В наше время агентов влияния тоже хватает. Как и любое явление есть агенты влияния полезные, безвредные (пользы особо не несущие, но и большого вреда не наносящие) и представляющие опасность. Какие агенты влияния полезны и нужны, какие просто безвредны, а какие опасны, определяется исходя из интересов того или иного общества, государства или мировоззрения отдельного человека. Деятельность одних и тех же агентов влияния может представляться полезной для одних и опасной для других.

Итак, виды агентов влияния.

1. Религиозные агенты влияния.
Адепты религиозных течений, приходящие на «новое место». То есть, ведущие религиозную пропаганду среди обществ, традиционно не придерживавшихся их религиозных воззрений. Например, мусульмане в Западной Европе.

Самым масштабным религиозным агентом влияния в современной России является РПЦ. С одной стороны, вроде бы православие это традиционная для большинства населения страны религиозное течение, но за время советской власти, когда во главу угла было поставлено разумное научное развитие на основе материалистического понимания мира, влияние этого религиозного направления резко сузилось. Поэтому "второе пришествие" православия на Руси во второй половине 80-х годов, представляло собой приход обновленной религиозной догмы на почву, которая уже воспринимается ею как чуждое для данного социума. Причем изначально православие как агент влияния оказалось в одном русле с общей антисоветской либеральной доктриной. После развала Союза, РПЦ довольно быстро освоилось в новой для себя обстановке, и стало активно играть на политическом поле страны. РПЦ стала агентом влияния, обеспечивая определенную идеологическую поддержку новому политическом режиму, особенно в период выборной капании 1996 года. После приватизации, РПЦ заняла еще одну рыночную нишу и стала оказывая определенные услуги новым хозяевам жизни. В обмен на финансовые взносы в "партийную казну" под видом благотворительности, "новым русским" обеспечивался некий ореол благочестия в глазах общества.

В дальнейшем, благодаря близости к власти РПЦ начала постепенно выдавливать своих конкурентов с информационного рынка страны. А уровень поддержки властей полностью лишился внешних покрывал. Если в ранее правление Алексие II, церковь еще хотя бы старалась делать вид, что она отделена от государства, то к концу его руководства, и особенно с приходом Кирилла, и эта внешняя жеманная оболочка была откинута. Два эпизода наглядно характеризуют отношения церкви и государства и наглядно иллюстрируют то, как РПЦ выполняет роль прокремлевского агента влияния.

В декабре 2008 года на пике первой волны кризиса, когда рейтинги правящего тандема резко поползли вниз, исполнявший обязанности Патриарха Московского И вся Руси Кирилл Гундяев провел молебен во избавлении России от мирового финансового кризиса.Идиотизм крепчал. Второй раз идиотизм стал крепчать в августе 2010 года когда из-за сильной засухи и пожаров, ставших столь масштабными из-за уничтожения системы охраны лесов Путиным после принятия нового лесного кодекса, популярность тандема вновь резко пошла вниз. Гундяев срочно проводит молебен во избавлении России от сильной засухи и ниспослании дождя.

При этом Церковь получает довольно большие поощрения от государства в виде исключительного закона о реституции, согласно которого со временем РПЦ будет стремиться заполучит себе большую долю тех огромных народных богатств, которые ее предшественница лишилась после 1917 года.

Теперь о других, не столь масштабных агентах влияния, но внесших свою лепту в штурм мозгов постсоветского населения.
Религиозные агенты влияния западных и восточных религий резко активизировались в период перестройки, но абсолютный пик их влияния достиг после развала СССР.
Самыми первыми, место под «религиозным» солнцем постсоветской России, в начале 90-х годов попытались забить религиозные христианские организации США, которые пролоббировали показ на центральном российском канале «Суперкнигу». Мультсериал, основанный на библейских сказаниях. Я хорошо помню, как он транслировался в «детский» прайм-тайм с 17.00 до 18.00. Причем, шел он довольно долго, около 2 лет, если не ошибаюсь, и повторялся несколько раз. Это было уникальное явление, «агент влияния» на общегосударственном уровне, в течение такого огромного временного лага.
Сегодня ярким примером таких массовых религиозных агентов влияния служит довольно известное телешоу "Благая весть с Р. Реннером", транслируемая одним из популярных каналов.

В дальнейшем, агенты влияния христианского направления правили бал почти десятилетие, на 90-е начало 2000-х приходится пик притока верующих у Иеговистов, Баптистов, адвентистов, пятидесятников, а так же более мелких религиозных обществ.

В то же время на Северном Кавказе и Поволжье, то есть в районах «традиционного» ислама началась активная деятельность агентов влияния так называемого «чистого ислама». Адептов чистового ислама можно условно поделить на радикалов, «борющихся» за «истинный шариат» с оружием в руках, и «умеренных», которые, скорее всего, определенным образом имеют контакты с радикалами, однако официально отвергают вооруженную борьбу. Но в то же время такие «умеренные» агенты влияния пропагандируют отказ от традиционных основ и культурного наследия народов, среди которых они работают. Своими действиями они вступают в резкое противостояние с местными сообществами, которые не готовы отказаться от традиционно сложившихся устоев.

В свое время, в некоторых традиционно мусульманских районах России, в основном на Северном Кавказе, сформировался своеобразный ислам. Это так называемые суфийские тарикаты, которые при формировании своих основ, вероубеждения и практики испытали сильное влияние местных традиций. Тарикаты характеризуются относительно гармоничным сочетанием исламских догм с элементами местных доисламских обычаев и верований. Самый яркий пример это Нартский Эпос, который, несмотря на довольно большое обилие в нем эпизодов, нецензурных с точки зрения исламской морали, сохранился среди мусульман центрального и западного Кавказа (адыгских народов, карачаево-балкарцев и мусульман осетин).

Следует отметить, что «чисто исламское» арабское общество таких противоречий лишено. Поскольку ислам зародился среди самих арабов, то языческие традиции, имевшие сильное влияние были не искоренены, а частично изменившись вошли в ислам, то есть были легитимизированны с точки зрения новой идеологии. Например, шариат. По сути дела это свод традиций и обычаев, существовавших у арабов к 7-8 вв., и поэтому вошедших в ислам как сборник законов. Однако некоторые положения шариата выявляют его происхождение. В частности, в шариате есть политика двойных стандартов в отношении наказания. Богатый и знатный может заплатить бедняку за причиненный ущерб, таким образом, избежав реального наказания, в то время как последний за неимением средств, лишен такой привилегии. Здесь мы видим явное наследие общества, находившегося на определенной стадии социального развития, характеризующегося устойчивым социальным расслоением и иерархией. Поскольку горцы Северного Кавказа к моменту прихода ислама еще не испытали такого устойчивого социального расслоения и не имели вертикальной общественной иерархии, то такая система не могла в чистом виде лечь на кавказскую почву. Поэтому, неприятие горцами таких положений "чистого" шариата стало одной из причин поражения Имама Шамиля.

В свою очередь, агенты влияния «чистого ислама» не принимая во внимание особые исторические предпосылки и формы распространения ислама на Северном Кавказе, выдвигают против элементов культурного и исторического наследия северокавказских народов обвинения в язычестве и требуют их запрещения.

Примерно так же ведут себя и представители других религиозных течений, сектантского типа, запрещая своим последователям следовать национальным обычаям и традициям, и прививая им некие единые поведенческие нормы, отличные от их традиций, так же превращая их в совокупного агента влияния. Наиболее яркими представителями таких религиозных организаций являются Свидетели Иеговы.

Таким образом активная деятельность религиозных агентов влияния натыкаясь на сопротивление части местных сообществ не желающих принятия новых порядков. С другой стороны есть смутное осознание этими обществами своей слабости в борьбе за умы молодежи из-за ухудшающейся социально-экономической ситуации, и разрушения определенных морально-нравственных норм, в следствие общего кризиса в обществе. В совокупности это вызывает рост взаимной агрессивности в обществе.
  • 0
  • 6 504

Добавить комментарий