Революции Грез
http://soslan81.livejournal.com/13887.html
Отсутствие исламского вопроса стало главным «сюрпризом» арабских революций. Волна протестных выступлений, неожиданно явила всему миру полное отсутствие каких-либо идей установления общества согласно Корану. Впервые, за всю историю региона, народные массы отказываются от политического ислама, как способа решить все проблемы. Основными лозунгами, которые выдвигаются на революционных улицах и площадях стали требования свободных выборов, борьба с коррупцией, а так же протесты против роста цен и налогов. То есть обще демократические ценности, которые ничем не отличаются от требований в других странах мира, в США, Евросоюзе, Азии, Латинской Америки. Но, никаких: «Ислам - решение всех проблем».
Полное отсутствие религиозной подоплеки и светского характера выступлений выражается и в различных формах протеста, от простых жестов до трагических актов суицида. Символизм на востоке играет большую роль, и очень интересным и показательным является тот факт, что на кадрах видео сюжетов с революционных площадей и улиц мы видим, протестующих, показывающих победный жест в виде двух пальцев (указательного и среднего), образующих латинское V – «viktori» - победа, а не один, указательный палец, поднятый вверх (традиционно мусульманский жест, символизирующий единого бога). Более трагичными формами протеста, так же явно не мусульманскими, являются многочисленные случаи самосожжения в знак протеста. Так, именно самосожжение Мохаммеда Буазизи, молодого человека с высшим образование, вынужденного торговать зеленью, чтоб прокормится, положило начало жасминовой революции в Тунисе. После чего, акты самосожжения последовали ив других странах, хотя Коран запрещает самоубийство (ведь жизнь дарована Аллахом, а самоубийца нарушает, таким образом, волю всевышнего).
Такое развитие событий, видимо, застало врасплох и официальное духовенство. Чье поведение, к слову сказать, не только выявило полное непонимание чаяний своей паствы, но и присущий этой категории лиц приспособленчество. Например, в Египте, в самом начале революционных выступлений, когда власть Мубарака еще казалась не зыблемой, а протестные настроения временной вспышкой, духовенство, как ему и положено, защищало правящий режим. 18 января, представитель каирского университета и духовно-правового центра "Аль-Азхар" Мухаммед Рифа ат-Тантауи заявил, что "шариат категорически запрещает самоубийство независимо от его мотивов и не приемлет такое отделение души от тела, поводом для которого стало выражение стресса, гнева или протеста". Напуганные цепной реакцией революционной волны, ему вторили духовные лидеры других стран. В частности 21 января 2011 г. муфтий Саудовской Аравии Абд-аль-Азиз Ааль-аш-Шайх, заявил то же самое, что акты самосожжения противны исламу. И в добавок, революционеров, совершавших подобные акты, объявили душевно больными. Однако когда революция стала принимать всеобщий характер, и когда власть Мубарака уже не казалась такой прочной, духовенство затаилось и стало выжидать паузу. Такую же картину можно наблюдать и в других бунтующих странах - полное отсутствие религиозных лидеров среди протестующих. Хотя прежде, ни одно массовое выступление в арабском мире не обходилось без участия, какого либо «духовника», который своим присутствием придавал бодрости манифестантам и был показателем праведности их действий. Но народам Туниса и Египта, и других арабских стран, в этом году такая «помощь» уже без надобности. Справляются сами. И вот, когда уже под Мубараком закачалось кресло, когда уже стало очевидно, что народные массы достигнут своей цели, официально духовенство решило заявить о себе, понимая, что настало время делить шкуру, хоть еще и не убитого, но уже изрядно помятого, умирающего медведя. И после двух недельной паузы:
«Представитель университета Мухаммед Рифа ат-Тантауи в своем выступлении в пятницу 4 февраля поддержал египетскую оппозицию и потребовал немедленной отставки президента Мубарака. Он высказал мнение, что сторонники оппозиции должны оставаться на центральной площади египетской столицы вплоть до того момента, когда Мубарак покинет свой пост, - как если бы они это не собирались делать без рекомендаций ат-Тантауи. Ат-Тантауи выразил уверенность, что единственным выходом из того положения, в котором находится страна, является проведение свободных выборов, на которых граждане Египта смогут сами избрать свое руководство, и призвал египтян не верить "лживым обещаниям" египетского правительства, которое сформировал на тот момент Мубарак».
http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=14650
Так же как и в Тунисе и в Египте, в остальных исламских странах воззвания религиозных лидеров, призывающих к спокойствию и покорности, на народ не действуют. Долгое время местные элиты занимались самоуспокоением. Народ, по их мнению, всегда должен был бы слушать, что говорят высшие духовные лица, а те в свою очередь, как и полагается, имеют свои привилегии. Как, например, в том же Египте:
«Это достойная отдельного разговора "бизнес-группа" в исламском духовенстве, которая зарабатывает на проповеди в СМИ (в основном на спутниковых телеканалах), издательской деятельности и в шоу-бизнесе. Арабский Forbes в феврале 2008 года сообщил данные о чистой прибыли исламских проповедников за 2007 год. Египетский проповедник Умру Халед получил 2,5 млн. долл. прибыли за год, его соотечественник Умар Абд-аль-Кафи (сейчас проживает в Объединенных Арабских Эмиратах) - 373 тыс. долл. Это наиболее крупные фигуры "бизнес-группы", обогащающейся на ниве "духовности". Другие формы этого бизнеса - торговля халяльными (разрешенными шариатом) продуктами, услуги в религиозно-ритуальной сфере, издание заказных фетв и т.п»
http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=14650
Информация о подобных «отцах Федорах» от ислама, имеющих не только «свечной заводик в Самаре», но и собственность покрупнее, благодаря электронным СМИ, постепенно просачивалась в арабский мир. Вызывая естественное отторжение у верующих, особенно у молодежи. Хотя по прежнему со стороны религиозных лидеров предпринимались попытки, оградить молодежь от «вредоносного» влияния запада. Например, еще в декабре, духовенство выступило против социальных сетей, в частности фейсбука:
«Главный муфтий Египта назвал социальные сети типа Facebook «антиисламскими», а тех, кто их использует — грешниками. Такие сайты дискредитируют семейные ценности и способствуют росту числа разводов, считает он.
Фетву (решение) о запрещении социальных сетей вынес видный исламский ученый Шейх Абдель Хамид аль-Атрас (Sheikh Abdel Hamid al-Atras). В фетве говорится, что соцсети вводят мусульман во грех, так как позволяют общаться с теми, кто не блюдет законы шариата, пишет Infotech.
Аль-Атрас также назвал социальные сети «инструментом для разрушения семьи». Если муж или жена используют Facebook, это приводит к семейным неурядицам, а впоследствии — и к разводу, полагает он.
Причиной столь резких высказываний стала египетская статистика разводов, опубликованная в начале недели. Она показала, что в каждом пятом случае супруги расставались из-за социальных сетей. Если один из супругов имел аккаунт на Facebook или других ресурсах, второй подозревал его в изменах и подавал на развод».
http://nagizn.info/index.php?option=com_content&view=article&id=1478&catid=42&Itemid=180
Фейсбук видите ли, искушает правоверного, и толкает его на нехорошие действия. Как чувствовали! И пытались «оградить» народ, видимо надеясь на свой авторитет. Думали, будет как раньше, как в стародавние времена, когда население было неграмотным, а мулла говорил своей общине:
«Вы не смотрите, что я делаю, я человек и могу ошибаться, но вы должны делать то, что я говорю, ибо говорю не я – за меня говорит Всевышний».
Времена изменились, и арабская молодежь таким сказкам больше не верит, а верит своим глазам и той информации, которая стала доступна благодаря всемирной сети, и узнает, как на самом деле живут и духовники, и эмиры, и прочие, составляющие элиту исламского мира. Именно Элиты исламских государств годами приучали остальную часть общества, особенно молодежь, к западным ценностям. Не Макдональд-с и Кока-кола, не Голливуд и Мадонна, а бытовая жизнь Элит, «простых» президентов, «лидеров революций», королей, шейхов, эмиров, имамов и их многочисленных семейств, тративших огромные деньги на западе, являлась главным агентом влияния и разложения патриархальных устоев. Не иностранные фонды, финансирующие проекты феминисток, а раскрепощения женщин из числа элиты показывал пример остальным. Первыми паранджу и хиджаб снимали не крестьянки, а жены и дочери правителей. А ведь еще в 19 веке, Марксом был выдвинут тезис о том, что общество, особенно молодежь, стремиться подражать тем устоям, которыми живет господствующая Элита.
Процессы эти проходили в арабских странах по-разному и с разной скоростью. С учетом местного менталитета и особенностей, как культурных, так политических и экономических. Поэтому, какого либо одного шаблона для развития ситуации в конкретной стране нет. Здесь и столкновения ветхих патриархальных устоев, еще имеющих место быть во многих странах, с новыми, веяниями: либеральными и демократическими. Борьба кланов за ресурсы. Противостояние различных политических группировок. Столкновение между различными идеологическими течениями, стремящимися к контролю над умами народных масс. Ситуацию усугубляют и межрелигиозные и межнациональные раздраи. Однако можно выявить и некоторые общие тенденции.
- Во-первых, в не зависимости от того, как повернутся события в той или иной стране, с большой долей уверенности можно сказать: эпоха «вечных» правителей, сильно присущая данному региону мира, уходит в прошлое.
Несмотря на появление многочисленных прогнозов, касающихся прихода к власти новых «Бен Али», Каддафи и Мубараков, историческая ситуация складывается таким образом, что даже если в стране с победившей революцией установится какой-нибудь новый режим, долгое время он не просуществует.
Это заключение я делаю исходя из событий в Киргизии, в 2005 и 2010 годах. После «цветной» революции 2005 года, многим, сторонним наблюдателям, мнящим себя «специалистами», казалось, что вот на смену одному умеренному деспоту Акаеву, пришел другой – Бакиев. Что это на долго и всерьез. Что пришел новый бай, и просидит он в своем кресле еще лет 15, а то и 20, эти прогнозы «специалисты» обосновывали «исторической традицией », «особенностями» национальной политики. Но история распорядилась по другому. Точнее народ, который в отличие от либеральных «экспертов» так не думал. И в апреле 2010 года, внезапно грянула вторая киргизская революция. В отличие от первой, которая, так или иначе, была частью проекта «цветных революций», прокатившихся по просторам СНГ, она стала полной неожиданностью буквально для всех. Это была уже не какая то заказная «цветастая», а самая что ни на есть народная революция, без «агентов ЦРУ» и прочих представителей западных free-фондов. Восстание в Киргизии в апреле 2010 года стало символом нового времени:
«Потешные игры в цветные «революции» помогли временно снять накал низового протеста, но они также помогли устранить у масс пиетет к власти. В условиях еще больших экономических трудностей и большей жесткости полицейских структур власти («извлекшей» урок) народные массы вышли из-под контроля. Киргизия стала примером того, как в дальнейшем, при всей слабости структур оппозиции и ее лицемерии, могут разворачиваться народные восстания……... При этом, необходимо подчеркнуть: восстание в Киргизии во многом порождено глобальным кризисом, его воздействие продолжает подготовлять подобные события всюду, где закрыты иные пути социально-политических изменений…
…Восстание в Киргизии, это символ начала новой эпохи – эпохи большого перелома в развитии… …Началась новая эпоха – эпоха не «цветных» революций. Они – ключ к большим переменам в экономике и политике.»
http://www.igso.ru/articles.php?article_id=268
(замечательный и очень глубокий анализ событий в Киргизии, советую всем ознакомиться.)
Традиции «вождизма» действительно были присущие, в прошлом, арабскому, да и мусульманскому миру вообще. Долгое время они были идеологической опорой для «прозасидевшихся» правителей. Как, например, Муамар Каддафи, имеющий официальный титул «Лидер Революции» и «национальный герой». Но со временем традиции уходят, особенно если они мешают развитию общества. Вождизм может состояться только в среде с огромной массой малообразованного и необразованного населения. Арабские и другие исламские страны уже не те, что прежде. Ныне здесь, молодежь это уже не безграмотные бедуины и крестьяне, это образованные и амбициозные люди, многие были в Европе, Америке. Он хотят жить в свободном и демократическом обществе. И самое главное они готовы за это бороться.
- Во-вторых, поскольку вопрос любой революции это вопрос о власти, то в борьбе за нее, и за контроль над ресурсами в революционных странах, выделяются различные политические группировки. Их много, но, в общем, они отражают интересы следующих основных слоев общества:
Либералы – образованная молодежь (молодежные движения это основные участники революций), офисные работники (которых в процентном соотношении очень много, так как в этих странах, иностранный капитал больше развивал сферу услуг, нежели производство), профсоюзы, левые (наиболее сильны в Тунисе, Египте, Ливии) – основные интересы: свободные выборы, свобода предпринимательства и умеренные налоги на мелкий и средний бизнес (считают что крупный бизнес должен платить больше налогов), а так же государственная социальная политика.
Консерваторы – верхушка госаппарата, официальное духовенство, умеренные исламисты (например «либеральное» крыло «Братьев Мусульман»), военная верхушка, крупные бизнес, связанный с государством, а так же крупный иностранный бизнес – основные интересы: сохранение стабильности, то есть, по возможности, максимально сохранить существующий статус-кво, как гарантия сохранения своих привилегий, положения в обществе и прибылей;
Фундаменталисты – радикальное неофициально духовенство, радикальные сторонники как «Братьев Мусульман» (т.н. правого крыла) и так и других радикальных группировок - основные интересы: построение «чистого» исламского государства, передача крупного национального и иностранного бизнеса в контролируемую духовенством государственную собственность (по Иранскому сценарию), ограничение политических свобод и западного влияния.
Не определившиеся, то есть слои общества, которые по своему социальному и экономическому положению находятся на периферии более сплоченных общественных групп и балансируют между разными направлениями – средний бизнес (между либералами и консерваторами), часть городской бедноты и бедной малообразованной сельской молодежи (между либералами и фундаменталистами, например, центристы из числа «Братьев Мусульман»).
Хотя в некоторых странах имеют место противостояния по религиозным (Бахрейн) или национальным (Кувейт) признакам, с той или иной поправкой, на ту или иную страну, это основные движущие силы в странах охваченных Великой Исламской Демократической революцией.
Восставшим народам Востока еще предстоит многому научится. Многое узнать. И не один раз испытать разочарования. И со временем попытаться найти выход из кризиса, породивший нынешние революции, вместе с остальными народами мира.
«Необходимы новые правила общественной жизни. Они даже теоретически неудобны для старых политических верхов, также как неудобно разглашение подлинных причин мировой экономической катастрофы. Принципиально также, что перемены не могут совершиться без участия народа. Для преодоления кризиса нужна экономическая и социальная политика учитывающая интересы трудящихся – основных потребителей товаров. Регулирование должно прийти на смену доктрине рыночного «решения» всех проблем. Национализации важнейших предприятий и отраслей необходимы для общественного развития. Государственные расходы на науку, образование, инфраструктуру, социальные проблемы должны увеличиваться, а налоговая нагрузка на бизнес значительно возрасти. Все это не может быть осуществлено по воле самих собственников и их бюрократии».
http://www.igso.ru/articles.php?article_id=268
И постепенно, год за годом, народ за народом, народные массы будут учиться, и приходить к пониманию необходимости революционных перемен не только на улицах, где каждый смог выразить свою позицию и активность, но в повседневной жизни, в постоянной борьбе за свои политические и экономические права. От веры в сегодняшних лидеров оппозиции, к пониманию необходимости постоянного и действительного контроля со стороны общества над государством. К подлинному народовластию.
Отсутствие исламского вопроса стало главным «сюрпризом» арабских революций. Волна протестных выступлений, неожиданно явила всему миру полное отсутствие каких-либо идей установления общества согласно Корану. Впервые, за всю историю региона, народные массы отказываются от политического ислама, как способа решить все проблемы. Основными лозунгами, которые выдвигаются на революционных улицах и площадях стали требования свободных выборов, борьба с коррупцией, а так же протесты против роста цен и налогов. То есть обще демократические ценности, которые ничем не отличаются от требований в других странах мира, в США, Евросоюзе, Азии, Латинской Америки. Но, никаких: «Ислам - решение всех проблем».
Полное отсутствие религиозной подоплеки и светского характера выступлений выражается и в различных формах протеста, от простых жестов до трагических актов суицида. Символизм на востоке играет большую роль, и очень интересным и показательным является тот факт, что на кадрах видео сюжетов с революционных площадей и улиц мы видим, протестующих, показывающих победный жест в виде двух пальцев (указательного и среднего), образующих латинское V – «viktori» - победа, а не один, указательный палец, поднятый вверх (традиционно мусульманский жест, символизирующий единого бога). Более трагичными формами протеста, так же явно не мусульманскими, являются многочисленные случаи самосожжения в знак протеста. Так, именно самосожжение Мохаммеда Буазизи, молодого человека с высшим образование, вынужденного торговать зеленью, чтоб прокормится, положило начало жасминовой революции в Тунисе. После чего, акты самосожжения последовали ив других странах, хотя Коран запрещает самоубийство (ведь жизнь дарована Аллахом, а самоубийца нарушает, таким образом, волю всевышнего).
Такое развитие событий, видимо, застало врасплох и официальное духовенство. Чье поведение, к слову сказать, не только выявило полное непонимание чаяний своей паствы, но и присущий этой категории лиц приспособленчество. Например, в Египте, в самом начале революционных выступлений, когда власть Мубарака еще казалась не зыблемой, а протестные настроения временной вспышкой, духовенство, как ему и положено, защищало правящий режим. 18 января, представитель каирского университета и духовно-правового центра "Аль-Азхар" Мухаммед Рифа ат-Тантауи заявил, что "шариат категорически запрещает самоубийство независимо от его мотивов и не приемлет такое отделение души от тела, поводом для которого стало выражение стресса, гнева или протеста". Напуганные цепной реакцией революционной волны, ему вторили духовные лидеры других стран. В частности 21 января 2011 г. муфтий Саудовской Аравии Абд-аль-Азиз Ааль-аш-Шайх, заявил то же самое, что акты самосожжения противны исламу. И в добавок, революционеров, совершавших подобные акты, объявили душевно больными. Однако когда революция стала принимать всеобщий характер, и когда власть Мубарака уже не казалась такой прочной, духовенство затаилось и стало выжидать паузу. Такую же картину можно наблюдать и в других бунтующих странах - полное отсутствие религиозных лидеров среди протестующих. Хотя прежде, ни одно массовое выступление в арабском мире не обходилось без участия, какого либо «духовника», который своим присутствием придавал бодрости манифестантам и был показателем праведности их действий. Но народам Туниса и Египта, и других арабских стран, в этом году такая «помощь» уже без надобности. Справляются сами. И вот, когда уже под Мубараком закачалось кресло, когда уже стало очевидно, что народные массы достигнут своей цели, официально духовенство решило заявить о себе, понимая, что настало время делить шкуру, хоть еще и не убитого, но уже изрядно помятого, умирающего медведя. И после двух недельной паузы:
«Представитель университета Мухаммед Рифа ат-Тантауи в своем выступлении в пятницу 4 февраля поддержал египетскую оппозицию и потребовал немедленной отставки президента Мубарака. Он высказал мнение, что сторонники оппозиции должны оставаться на центральной площади египетской столицы вплоть до того момента, когда Мубарак покинет свой пост, - как если бы они это не собирались делать без рекомендаций ат-Тантауи. Ат-Тантауи выразил уверенность, что единственным выходом из того положения, в котором находится страна, является проведение свободных выборов, на которых граждане Египта смогут сами избрать свое руководство, и призвал египтян не верить "лживым обещаниям" египетского правительства, которое сформировал на тот момент Мубарак».
http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=14650
Так же как и в Тунисе и в Египте, в остальных исламских странах воззвания религиозных лидеров, призывающих к спокойствию и покорности, на народ не действуют. Долгое время местные элиты занимались самоуспокоением. Народ, по их мнению, всегда должен был бы слушать, что говорят высшие духовные лица, а те в свою очередь, как и полагается, имеют свои привилегии. Как, например, в том же Египте:
«Это достойная отдельного разговора "бизнес-группа" в исламском духовенстве, которая зарабатывает на проповеди в СМИ (в основном на спутниковых телеканалах), издательской деятельности и в шоу-бизнесе. Арабский Forbes в феврале 2008 года сообщил данные о чистой прибыли исламских проповедников за 2007 год. Египетский проповедник Умру Халед получил 2,5 млн. долл. прибыли за год, его соотечественник Умар Абд-аль-Кафи (сейчас проживает в Объединенных Арабских Эмиратах) - 373 тыс. долл. Это наиболее крупные фигуры "бизнес-группы", обогащающейся на ниве "духовности". Другие формы этого бизнеса - торговля халяльными (разрешенными шариатом) продуктами, услуги в религиозно-ритуальной сфере, издание заказных фетв и т.п»
http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=14650
Информация о подобных «отцах Федорах» от ислама, имеющих не только «свечной заводик в Самаре», но и собственность покрупнее, благодаря электронным СМИ, постепенно просачивалась в арабский мир. Вызывая естественное отторжение у верующих, особенно у молодежи. Хотя по прежнему со стороны религиозных лидеров предпринимались попытки, оградить молодежь от «вредоносного» влияния запада. Например, еще в декабре, духовенство выступило против социальных сетей, в частности фейсбука:
«Главный муфтий Египта назвал социальные сети типа Facebook «антиисламскими», а тех, кто их использует — грешниками. Такие сайты дискредитируют семейные ценности и способствуют росту числа разводов, считает он.
Фетву (решение) о запрещении социальных сетей вынес видный исламский ученый Шейх Абдель Хамид аль-Атрас (Sheikh Abdel Hamid al-Atras). В фетве говорится, что соцсети вводят мусульман во грех, так как позволяют общаться с теми, кто не блюдет законы шариата, пишет Infotech.
Аль-Атрас также назвал социальные сети «инструментом для разрушения семьи». Если муж или жена используют Facebook, это приводит к семейным неурядицам, а впоследствии — и к разводу, полагает он.
Причиной столь резких высказываний стала египетская статистика разводов, опубликованная в начале недели. Она показала, что в каждом пятом случае супруги расставались из-за социальных сетей. Если один из супругов имел аккаунт на Facebook или других ресурсах, второй подозревал его в изменах и подавал на развод».
http://nagizn.info/index.php?option=com_content&view=article&id=1478&catid=42&Itemid=180
Фейсбук видите ли, искушает правоверного, и толкает его на нехорошие действия. Как чувствовали! И пытались «оградить» народ, видимо надеясь на свой авторитет. Думали, будет как раньше, как в стародавние времена, когда население было неграмотным, а мулла говорил своей общине:
«Вы не смотрите, что я делаю, я человек и могу ошибаться, но вы должны делать то, что я говорю, ибо говорю не я – за меня говорит Всевышний».
Времена изменились, и арабская молодежь таким сказкам больше не верит, а верит своим глазам и той информации, которая стала доступна благодаря всемирной сети, и узнает, как на самом деле живут и духовники, и эмиры, и прочие, составляющие элиту исламского мира. Именно Элиты исламских государств годами приучали остальную часть общества, особенно молодежь, к западным ценностям. Не Макдональд-с и Кока-кола, не Голливуд и Мадонна, а бытовая жизнь Элит, «простых» президентов, «лидеров революций», королей, шейхов, эмиров, имамов и их многочисленных семейств, тративших огромные деньги на западе, являлась главным агентом влияния и разложения патриархальных устоев. Не иностранные фонды, финансирующие проекты феминисток, а раскрепощения женщин из числа элиты показывал пример остальным. Первыми паранджу и хиджаб снимали не крестьянки, а жены и дочери правителей. А ведь еще в 19 веке, Марксом был выдвинут тезис о том, что общество, особенно молодежь, стремиться подражать тем устоям, которыми живет господствующая Элита.
Процессы эти проходили в арабских странах по-разному и с разной скоростью. С учетом местного менталитета и особенностей, как культурных, так политических и экономических. Поэтому, какого либо одного шаблона для развития ситуации в конкретной стране нет. Здесь и столкновения ветхих патриархальных устоев, еще имеющих место быть во многих странах, с новыми, веяниями: либеральными и демократическими. Борьба кланов за ресурсы. Противостояние различных политических группировок. Столкновение между различными идеологическими течениями, стремящимися к контролю над умами народных масс. Ситуацию усугубляют и межрелигиозные и межнациональные раздраи. Однако можно выявить и некоторые общие тенденции.
- Во-первых, в не зависимости от того, как повернутся события в той или иной стране, с большой долей уверенности можно сказать: эпоха «вечных» правителей, сильно присущая данному региону мира, уходит в прошлое.
Несмотря на появление многочисленных прогнозов, касающихся прихода к власти новых «Бен Али», Каддафи и Мубараков, историческая ситуация складывается таким образом, что даже если в стране с победившей революцией установится какой-нибудь новый режим, долгое время он не просуществует.
Это заключение я делаю исходя из событий в Киргизии, в 2005 и 2010 годах. После «цветной» революции 2005 года, многим, сторонним наблюдателям, мнящим себя «специалистами», казалось, что вот на смену одному умеренному деспоту Акаеву, пришел другой – Бакиев. Что это на долго и всерьез. Что пришел новый бай, и просидит он в своем кресле еще лет 15, а то и 20, эти прогнозы «специалисты» обосновывали «исторической традицией », «особенностями» национальной политики. Но история распорядилась по другому. Точнее народ, который в отличие от либеральных «экспертов» так не думал. И в апреле 2010 года, внезапно грянула вторая киргизская революция. В отличие от первой, которая, так или иначе, была частью проекта «цветных революций», прокатившихся по просторам СНГ, она стала полной неожиданностью буквально для всех. Это была уже не какая то заказная «цветастая», а самая что ни на есть народная революция, без «агентов ЦРУ» и прочих представителей западных free-фондов. Восстание в Киргизии в апреле 2010 года стало символом нового времени:
«Потешные игры в цветные «революции» помогли временно снять накал низового протеста, но они также помогли устранить у масс пиетет к власти. В условиях еще больших экономических трудностей и большей жесткости полицейских структур власти («извлекшей» урок) народные массы вышли из-под контроля. Киргизия стала примером того, как в дальнейшем, при всей слабости структур оппозиции и ее лицемерии, могут разворачиваться народные восстания……... При этом, необходимо подчеркнуть: восстание в Киргизии во многом порождено глобальным кризисом, его воздействие продолжает подготовлять подобные события всюду, где закрыты иные пути социально-политических изменений…
…Восстание в Киргизии, это символ начала новой эпохи – эпохи большого перелома в развитии… …Началась новая эпоха – эпоха не «цветных» революций. Они – ключ к большим переменам в экономике и политике.»
http://www.igso.ru/articles.php?article_id=268
(замечательный и очень глубокий анализ событий в Киргизии, советую всем ознакомиться.)
Традиции «вождизма» действительно были присущие, в прошлом, арабскому, да и мусульманскому миру вообще. Долгое время они были идеологической опорой для «прозасидевшихся» правителей. Как, например, Муамар Каддафи, имеющий официальный титул «Лидер Революции» и «национальный герой». Но со временем традиции уходят, особенно если они мешают развитию общества. Вождизм может состояться только в среде с огромной массой малообразованного и необразованного населения. Арабские и другие исламские страны уже не те, что прежде. Ныне здесь, молодежь это уже не безграмотные бедуины и крестьяне, это образованные и амбициозные люди, многие были в Европе, Америке. Он хотят жить в свободном и демократическом обществе. И самое главное они готовы за это бороться.
- Во-вторых, поскольку вопрос любой революции это вопрос о власти, то в борьбе за нее, и за контроль над ресурсами в революционных странах, выделяются различные политические группировки. Их много, но, в общем, они отражают интересы следующих основных слоев общества:
Либералы – образованная молодежь (молодежные движения это основные участники революций), офисные работники (которых в процентном соотношении очень много, так как в этих странах, иностранный капитал больше развивал сферу услуг, нежели производство), профсоюзы, левые (наиболее сильны в Тунисе, Египте, Ливии) – основные интересы: свободные выборы, свобода предпринимательства и умеренные налоги на мелкий и средний бизнес (считают что крупный бизнес должен платить больше налогов), а так же государственная социальная политика.
Консерваторы – верхушка госаппарата, официальное духовенство, умеренные исламисты (например «либеральное» крыло «Братьев Мусульман»), военная верхушка, крупные бизнес, связанный с государством, а так же крупный иностранный бизнес – основные интересы: сохранение стабильности, то есть, по возможности, максимально сохранить существующий статус-кво, как гарантия сохранения своих привилегий, положения в обществе и прибылей;
Фундаменталисты – радикальное неофициально духовенство, радикальные сторонники как «Братьев Мусульман» (т.н. правого крыла) и так и других радикальных группировок - основные интересы: построение «чистого» исламского государства, передача крупного национального и иностранного бизнеса в контролируемую духовенством государственную собственность (по Иранскому сценарию), ограничение политических свобод и западного влияния.
Не определившиеся, то есть слои общества, которые по своему социальному и экономическому положению находятся на периферии более сплоченных общественных групп и балансируют между разными направлениями – средний бизнес (между либералами и консерваторами), часть городской бедноты и бедной малообразованной сельской молодежи (между либералами и фундаменталистами, например, центристы из числа «Братьев Мусульман»).
Хотя в некоторых странах имеют место противостояния по религиозным (Бахрейн) или национальным (Кувейт) признакам, с той или иной поправкой, на ту или иную страну, это основные движущие силы в странах охваченных Великой Исламской Демократической революцией.
Восставшим народам Востока еще предстоит многому научится. Многое узнать. И не один раз испытать разочарования. И со временем попытаться найти выход из кризиса, породивший нынешние революции, вместе с остальными народами мира.
«Необходимы новые правила общественной жизни. Они даже теоретически неудобны для старых политических верхов, также как неудобно разглашение подлинных причин мировой экономической катастрофы. Принципиально также, что перемены не могут совершиться без участия народа. Для преодоления кризиса нужна экономическая и социальная политика учитывающая интересы трудящихся – основных потребителей товаров. Регулирование должно прийти на смену доктрине рыночного «решения» всех проблем. Национализации важнейших предприятий и отраслей необходимы для общественного развития. Государственные расходы на науку, образование, инфраструктуру, социальные проблемы должны увеличиваться, а налоговая нагрузка на бизнес значительно возрасти. Все это не может быть осуществлено по воле самих собственников и их бюрократии».
http://www.igso.ru/articles.php?article_id=268
И постепенно, год за годом, народ за народом, народные массы будут учиться, и приходить к пониманию необходимости революционных перемен не только на улицах, где каждый смог выразить свою позицию и активность, но в повседневной жизни, в постоянной борьбе за свои политические и экономические права. От веры в сегодняшних лидеров оппозиции, к пониманию необходимости постоянного и действительного контроля со стороны общества над государством. К подлинному народовластию.