Ликбез для либералов
Довольно часто модно увидеть различные интернет-опросы о политических предпочтениях. И, отвечая на вопрос, человек часто даже не задумывается, а действительно ли он принадлежит к тому идейному течению, к которому он приписался.
Поэтому решил провести небольшой ликбез для политически активного «электората», а заодно и показать насколько ограничена большая часть таких опросов.
1. Ликбез для либералов.
Прежде чем отвечать на вопрос: либерал ли вы, прежде всего, определитесь, какого именно рода вы либерал. Ибо либерализм имеет 2 вида.
Первый - это либерализм «гуманитарный» - то есть соблюдение прав человека, право человека на свободное развитие и все сопутствующие этому идеи.
Второй - это либерализм «экономический» - то есть идея господства полной свободы рынка, то есть либерализм в той абсолютной форме, в которой оно изначально и возник в 19 веке.
А теперь «обухом по голове»: эти два вида либерализма, находятся в коренных противоречиях друг с другом, и, как правило, несовместимы.
Ибо либерализм «гуманитарный», так или иначе, всегда подавляется либерализмом «экономическим». Дело в том, что либеральная экономическая политика, предполагающая некий фантом «свободной конкуренции» ведет к абсолютному засилью монополий. Это неизбежно. Равной конкуренции в природе не существует. Тот, кто более силен, не будет соблюдать равные правила игры, в отношении более слабого. Равные правила игры соблюдаются, только с равными по силе. Свободная конкуренция ведет к усилению сильного и уничтожению слабого. В результате рано или поздно возникает монополия, которая берет под контроль рынок.
Засилье монополий, в свою очередь, неизбежно ведет к ограничению свободы выбора, которая является краеугольным камнем либеральных идей человечности. Чем более монополизирован рынок, тем больше стремление монополии, как к дополнительной прибыли, так и к подавлению любой попытки появления конкуренции. А поскольку экономический базис определяет политическую надстройку, то соответственно, начинается ущемление «либеральных» прав и в общественной жизни. Монополия стремится максимально подмять под себя госаппарат, с целью использования его для сохранения своего господствующего положения.
Мировые войны, и последовавшие за эти процессы деколонизации, должны были принести долгожданную либералами свободу для безграничного движения капиталов. Но появились новые препятствия для господства абсолютного свободного рынка. Возникновение международной социалистической системы, вырвало из лап капитала почти треть населения мира. Кроме этого, само наличие СССР и его активная поддержка международного коммунистического движения вынуждала крупный капитал с одной стороны пойти на уступки рабочему движению в Европе и в США, с другой согласиться на частичное госрегулирование экономии и повышение налогов, для поддержания социальных гарантий населению.
Именно угроза коммунистических революций ограничила либеральные тенденции и дала временный всплеск теории государственного вмешательства в рыночную экономику. Результат этого временно устоявшегося баланса сил мы наблюдаем примерно с середины 70- годов. Именно с этого периода принято отсчитывать появление, так называемого, «золотого миллиарда» - небольшой группы стран, населением около 700 млн. человек, с относительно приемлемым уровнем жизни потребления большинства населения. Такая, внешне светящаяся оптимизмом, поверхностная картинка и дает сегодня моральное право сторонникам либерализма говорить о нем, как о лучшей политико-экономической системе для свободного и творческого развития человека.
Однако, в конце концов, если отринуть весь демагогический треп сторонников либерализма, то в сухом остатке мы имеем следующее:
-относительно спокойная и сытая жизнь имеет место, лишь в небольшом количестве либеральных стран – не более 1/10 населения Земли, в крайне ограниченном временном промежутке – не более 30 лет, (период, который длился примерно с середины 70-х годов до середины 2000-х).
И при этом, сторонники либерализма забывают, что либеральная политика десятилетиями ведется и в странах Латинской Америки (Аргентина, Перу, Колумбия), и в Юго-Восточной Азии (Малайзия, Филиппины), кои трудно назвать странами мечты, если у вас нет миллиона. Либерализм долгое время господствовал и в наиболее кризисных странах современной Европы (Португалия, Греция, Ирландия, Исландия) и именно сейчас либеральная политика в этих странах доводится до абсолюта.
Так как уже в 2005-2008 годах, в странах Евросоюза начались процессы сворачивания большей части элементов социального государства, и с началом кризиса эти процессы ускоряются. Так как с одной стороны, никаких дальнейших возможностей поддерживать социальные гарантии у либеральной экономики не осталось, с другой у международного либерализма, выраженного в политике глобализации нет никаких сдерживающих сил.
И вот уже в 2011 году начинается всемирное движение протеста «Захватим вместе», основными участниками, которых являются как раз те слои, которые в прежние времена превозносили либеральную систему.
Тотальная либерализация будет и дальше стремительно продолжаться во всемирном масштабе, так как главного «виновника» сдерживания аппетитов крупного капитала уже 20 лет как нет. Ведь благодаря именно наличию «красной угрозы» крупный капитал, который в «свободное» время 19, начала 20 века, плевать хотел и на эксплуатируемый класс и на права человека, вынужден был частично пойти на уступки. В головах, же либералов, не способных к глубинному анализу, данные процессы предстают в своей внешней форме: якобы, население посредством демократических процедур, с помощью государства, ограничивает крупный капитал.
Таким образом, более или менее приемлемый уровень жизни и соблюдение прав и свобод человека, в либеральной экономической системе, может существовать лишь ограниченное количество времени, охватывать ограниченное количество населения мира, и все это лишь под давлением внешней угрозы, в роли которой выступал СССР.
Однако СССР уже давно нет. И с началом кризиса эти либеральные сказки рушатся со страшной скоростью. Население Европы это уже понимает. Экономическая мысль западноевропейского сообщества все чаще поворачивается в сторону марксистской политэкономии в поисках ответа на вопросы, которые ставить кризисная повседневность. И только в России и некоторых других странах бывшего соцлагеря, находящихся на периферии мировой экономики, у значительной части научной общественности на лице, все еще, розовые очки неолиберализма.
Поэтому решил провести небольшой ликбез для политически активного «электората», а заодно и показать насколько ограничена большая часть таких опросов.
1. Ликбез для либералов.
Прежде чем отвечать на вопрос: либерал ли вы, прежде всего, определитесь, какого именно рода вы либерал. Ибо либерализм имеет 2 вида.
Первый - это либерализм «гуманитарный» - то есть соблюдение прав человека, право человека на свободное развитие и все сопутствующие этому идеи.
Второй - это либерализм «экономический» - то есть идея господства полной свободы рынка, то есть либерализм в той абсолютной форме, в которой оно изначально и возник в 19 веке.
А теперь «обухом по голове»: эти два вида либерализма, находятся в коренных противоречиях друг с другом, и, как правило, несовместимы.
Ибо либерализм «гуманитарный», так или иначе, всегда подавляется либерализмом «экономическим». Дело в том, что либеральная экономическая политика, предполагающая некий фантом «свободной конкуренции» ведет к абсолютному засилью монополий. Это неизбежно. Равной конкуренции в природе не существует. Тот, кто более силен, не будет соблюдать равные правила игры, в отношении более слабого. Равные правила игры соблюдаются, только с равными по силе. Свободная конкуренция ведет к усилению сильного и уничтожению слабого. В результате рано или поздно возникает монополия, которая берет под контроль рынок.
Засилье монополий, в свою очередь, неизбежно ведет к ограничению свободы выбора, которая является краеугольным камнем либеральных идей человечности. Чем более монополизирован рынок, тем больше стремление монополии, как к дополнительной прибыли, так и к подавлению любой попытки появления конкуренции. А поскольку экономический базис определяет политическую надстройку, то соответственно, начинается ущемление «либеральных» прав и в общественной жизни. Монополия стремится максимально подмять под себя госаппарат, с целью использования его для сохранения своего господствующего положения.
Мировые войны, и последовавшие за эти процессы деколонизации, должны были принести долгожданную либералами свободу для безграничного движения капиталов. Но появились новые препятствия для господства абсолютного свободного рынка. Возникновение международной социалистической системы, вырвало из лап капитала почти треть населения мира. Кроме этого, само наличие СССР и его активная поддержка международного коммунистического движения вынуждала крупный капитал с одной стороны пойти на уступки рабочему движению в Европе и в США, с другой согласиться на частичное госрегулирование экономии и повышение налогов, для поддержания социальных гарантий населению.
Именно угроза коммунистических революций ограничила либеральные тенденции и дала временный всплеск теории государственного вмешательства в рыночную экономику. Результат этого временно устоявшегося баланса сил мы наблюдаем примерно с середины 70- годов. Именно с этого периода принято отсчитывать появление, так называемого, «золотого миллиарда» - небольшой группы стран, населением около 700 млн. человек, с относительно приемлемым уровнем жизни потребления большинства населения. Такая, внешне светящаяся оптимизмом, поверхностная картинка и дает сегодня моральное право сторонникам либерализма говорить о нем, как о лучшей политико-экономической системе для свободного и творческого развития человека.
Однако, в конце концов, если отринуть весь демагогический треп сторонников либерализма, то в сухом остатке мы имеем следующее:
-относительно спокойная и сытая жизнь имеет место, лишь в небольшом количестве либеральных стран – не более 1/10 населения Земли, в крайне ограниченном временном промежутке – не более 30 лет, (период, который длился примерно с середины 70-х годов до середины 2000-х).
И при этом, сторонники либерализма забывают, что либеральная политика десятилетиями ведется и в странах Латинской Америки (Аргентина, Перу, Колумбия), и в Юго-Восточной Азии (Малайзия, Филиппины), кои трудно назвать странами мечты, если у вас нет миллиона. Либерализм долгое время господствовал и в наиболее кризисных странах современной Европы (Португалия, Греция, Ирландия, Исландия) и именно сейчас либеральная политика в этих странах доводится до абсолюта.
Так как уже в 2005-2008 годах, в странах Евросоюза начались процессы сворачивания большей части элементов социального государства, и с началом кризиса эти процессы ускоряются. Так как с одной стороны, никаких дальнейших возможностей поддерживать социальные гарантии у либеральной экономики не осталось, с другой у международного либерализма, выраженного в политике глобализации нет никаких сдерживающих сил.
И вот уже в 2011 году начинается всемирное движение протеста «Захватим вместе», основными участниками, которых являются как раз те слои, которые в прежние времена превозносили либеральную систему.
Тотальная либерализация будет и дальше стремительно продолжаться во всемирном масштабе, так как главного «виновника» сдерживания аппетитов крупного капитала уже 20 лет как нет. Ведь благодаря именно наличию «красной угрозы» крупный капитал, который в «свободное» время 19, начала 20 века, плевать хотел и на эксплуатируемый класс и на права человека, вынужден был частично пойти на уступки. В головах, же либералов, не способных к глубинному анализу, данные процессы предстают в своей внешней форме: якобы, население посредством демократических процедур, с помощью государства, ограничивает крупный капитал.
Таким образом, более или менее приемлемый уровень жизни и соблюдение прав и свобод человека, в либеральной экономической системе, может существовать лишь ограниченное количество времени, охватывать ограниченное количество населения мира, и все это лишь под давлением внешней угрозы, в роли которой выступал СССР.
Однако СССР уже давно нет. И с началом кризиса эти либеральные сказки рушатся со страшной скоростью. Население Европы это уже понимает. Экономическая мысль западноевропейского сообщества все чаще поворачивается в сторону марксистской политэкономии в поисках ответа на вопросы, которые ставить кризисная повседневность. И только в России и некоторых других странах бывшего соцлагеря, находящихся на периферии мировой экономики, у значительной части научной общественности на лице, все еще, розовые очки неолиберализма.